7 класс. Конспект урока по развитию речи. Тема урока: «Изложение, близкое к тексту». Гроза. (По повести Л. Н.Толстого) – русский язык, уроки

Гроза.

(По повести Л. Н.Толстого)

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта.

Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу.

…Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск…

Словарная работа: верста.

Коллективное составление плана текста изложения.

(Читаю текс по частям, обучающие озаглавливают каждую часть и записывают пунктами плана.)

Примерный план.

1) Появляется тёмно-лиловая туча.

2) Слышится слабый гул.

3) Мальчику становится жутко.

4) Солнце скрывается за тучами.

5) Порывы влажного ветра.

6) Молния вспыхивает.

       

7) Оглушительный треск грома.

Беседа по содержанию текста.

-Давайте вникнем в особенности языка автора, внимательно изучив содержание отрывка.

-Какие средства выразительности он использует для описания грозы?(Эпитеты: мрачный характер, величественный гул, оглушительный треск; метафора: задрожала роща; раскаты, обнимающие небосклон.)

- В предложенном отрывке автор сразу даёт описание грозы?

(Нет)

- На какие части можно разделить изменения в природе при описании грозы?

( Перед грозой и во время грозы.)

- Описание каких явлений в природе помогают нам увидеть эти изменения?

(Тучи, солнца, молнии и грома)

-Как выглядит природа перед грозой?(Всё спокойно, но чувствуется состояние тревоги).

-Какие слова и выражения использует автор для описания этого состояния?(Туча без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам; солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает; изредка вдалеке вспыхивает молния; слабый гул; прерывистые раскаты)

-Переносится ли это состояние природы на состояние человека? (Да.)

-Какими словами он пытается передать страх перед надвигающейся стихией?(Становится жутко, кровь быстрее обращается в моих жилах.)

-Обратите внимание на использование автором слов, которые в современном русском языке мы не используем: подвигалась к нам, кровь быстрее обращается в жилах. Но это авторское выражение, поэтому при написании изложения постарайтесь их не искажать.

-Используя лексику автора, попробуйте рассказать, что происходит в природе во время грозы?(Дети пытаются вспомнить описание неба, солнца, молнии, грома, используя выражения и особенности автора.)9

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков