Активизация познавательного интереса обучающихся через применение терминов в стихах на уроках биологии в условиях реализации ФГОС – биология, уроки

Методические рекомендации по применению терминов в стихах на уроках биологии

Цель: через стихи осуществить лучшее восприятие и усвоение биологической терминологии.

Задачи:

    способствовать усвоению некоторых ключевых в биологии понятий, пользуясь терминами в стихах; продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы о значении биотических и абиотических факторов в природе, способах питания живых организмов, об усложнении уровня организации в процессе эволюции; воспитывать чувство гордости за отечественных учёных, внесших весомый вклад в развитие биологии как науки.

    Стихи на 2,3, 4 слайдах про простой лист берёзы, сложный лист каштана, сидячий лист злака целесообразно применить в игровой форме "Узнай меня" в закреплении урока "Внешнее строение листьев" ( биология, 6 кл.) ; это позволяет легко запомнить новые термины: "лист простой", "лист сложный", "лист черешковый", "лист сидячий", "листовая пластинка".

    К слайду № 5: При изучении в 7 классе темы "Млекопитающие" ребята обычно плохо запоминают представителей отряда Насекомоядные и их характерные признаки. Стихотворение про ежа способствует запоминанию этого. Применять можно при изучении нового материала, при закреплении параграфа или темы "Класс Млекопитающие", когда повторяются все отряды млекопитающих.

           

    Термин "симбиоз" (6,7 слайды) можно использовать при формировании этого понятия в биологии 6 класса в параграфе "Цветение и опыление растений", при повторении организмов-симбионтов в разделе "Бактерии. Лишайники." В курсе экологии 6 класса закрепляется понятие "симбиоз" при изучении параграфа "Животные-опылители". При этом целесообразно акцентировать внимание учащихся на том, что именно шмель опыляет клевер, а птичка колибри опыляет трубчатые цветки красного цвета (птицы лучше видят красный цвет).

    При изучении темы биологии 6 класса "Воздушное питание растений - фотосинтез" формируем понятия " автотроф", "гетеротроф". Здесь стихи (слайд № 8) про растение-автотроф способствуют запоминанию, что именно растения являются "авторами", создателями органических веществ: жиров, белков и углеводов в процессе фотосинтеза. Далее эти термины отрабатываются во многих других темах и курсах биологии, где можно прочесть их вновь.

    В 8 классе при изучении темы "Иммунитет" школьники знакомятся с открывателем фагоцитоза, процессом фагоцитоза, фагоцитами. На уроке уместно сравнить способность фагоцитов захватывать микробы со способностью амёбы захватывать пищу с помощью ложноножек. При повторении раздела "Кровь. Кровообращение" при выполнении задания "Проверь себя" целесообразно задать вопрос в стихотворной форме об Илье Ильиче Мечникове (слайд № 9). Стихи можно прочитать и при изучении темы " Кровь и её состав". В результате учащиеся запоминают фамилию этого великого учёного.

    Ну, и, наконец, все эти стихи можно использовать в биологических и экологических викторинах, кроссвордах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

    Все представленные на слайдах стихи являются авторскими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков