Активизация познавательной деятельности детей посредством использования дидактических игр на занятиях в подготовительном классе

Из Опыта работы

Известные педагоги и психологи выражали, каждый в своё время, значимость и направленность дидактической игры на активизацию познавательной деятельности детей, рассматривая их в 2-х аспектах:

    Игры для развития мышления, игры для развития личности дошкольника.

— Дидактическая игра — пространство внутренней социализации ребёнка, средство усвоения социальных установок, — считает Л. С. Выготский.

— Дидактическая игра — косвенный метод воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом влияния взрослого, но принимает правила игры, без которых её организация невозможна. В процессе игры дети сами ставят перед собой задачи и решают их. Дидактическая игра — это то средство, когда воспитание переходит в самовоспитание, - утверждает Н. П. Аникеева

Современная педагогическая теория ориентирует работающих в ПК педагогов на использование поисковых исследовательских методов обучения.

— Ребята, хотели бы вы отправиться в путешествие по миру диких животных?.. Отправляемся!

— А домашних? Пожалуйста!

— Хотите в космос?.. Да?.. Вот и встреча с инопланетянами, попавшими в беду!

— А о чём это просит в своём письме нас пёс Верный?.. Окажем и ему помощь!

И, конечно, все эти путешествия, исследования, превращения становятся эффективными для обучения дошкольников, благодаря дидактической игре.

Дидактическая игра в подготовительном классе применяется на всех видах занятий. Но подготовленный ли в дду, домашний ли ребёнок, настроен родителями на обучение грамоте и математике. Дидактических игр для успешного освоения этих компетенций — множество! И они используются в ПК. Но дошкольник рассеян, порой невнимателен на занятии. Знания его об окружающем мире довольно посредственные. Словарь его недостаточно богат. Он не может описать картинку или игрушку, пересказать короткий текст. Хотя интеллектуальная база его подспудно пополнялась, благодаря пассивному созерцанию телепередач, участию в компъютерных играх. Не все дети приходят в ПК «молчунами».Есть и «говоруны», перебивающие педагога во время объяснения нового материалы фразами:

— И у нас дома.;

— А моя мама.;

— У нас тоже есть собачка…

Немалых усилий стоит направить их потоки слов в нужное русло, не обидев при этом ребят.

Закреплять дошкольнику знания, получать новые, пополнять словарь как раз в увлекательной форме и помогают дидактические игры, в которых он участвует на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и прочих.

Несомненной ценностью для активизации познавательной деятельности на таких занятиях являются дидактические игры с использованием наглядного материала:

— Кто увидит и назовёт больше.

— Кому что нужно? (о профессиях)

— Что изменилось?

— Что из чего сделано?

— Найди пару.

— Чудесный мешочек.

— Магазин игрушек.

— Назови дорожный знак.

— Когда это бывает?

— Что сначала, что потом?

— Кто это? (о диких и домашних животных)

— Зоологическое лото.

— Кто как кричит?

— Чьи детки?

— Кто где живёт?

       

Причём, и игрушки, и иллюстрации использую в этих играх в новом ключе, а действиям со схемами, таблицами, муляжами ребёнок сталкивается впервые. Дошкольник получает при этом навыки самостоятельной работы с ними.

А возможно ли проведение дидактических игр без наглядности? Да. Только это другие игры. Будоражащие сознание, развивающие память, мышление, воображение словесные дидактические игры:

— Скажи наоборот.

— Большой — маленький.

— Что лишнее?

— Кто лишний?

— Летает — не летает.

— Съедобное — несъедобное.

— Да — нет.

— Что было бы, если…

— Был бы я волшебником…

— Цветик — семицветик.

Оба вида игр использую, как непременную часть занятий — презентаций «Удивительный мир животных», «Путешествие в мир животных», «Космическое путешествие», созданных мной, как и увлекательных для ребят занятий-экскурсий, занятий-сказок, интеллектуальных шоу-игр, занятий-исследований.

Широкое применение дидактических игр перекликается с современными нововведениями в образовании, основанными на программе, разработанной центром Педагогического мастерства (АОО Назарбаев интеллектуальные школы) совместно с экспертами университета Кембридж. 7 модулей, предлагаемые к применению на прогрессивных курсах. Они оказались приемлемыми и для дошкольного образования, конечно, не в полном объёме, с учётом возраста обучаемых.

— Новые подходы в обучении: игру «Молекула такси» для отбора детей в подгруппы уже проводим, работу в группах (по 5–6 человек) используем.

— Критическое мышление: игры «Цветик — Семицветик», «Что было бы, если…», «Был бы я волшебником…» на синтез и анализ — Таксономия Блума, а ещё — это наш родной и любимый педагогами — дошкольниками ТРИЗ, давно его приёмы ввели и успешно применяем.

— Оценивание для обучения: ни одно занятие для дошкольников не обходится без поощрения, как устного, так и вещественного (фишка, картинка и т. д.). И это для нас не новое явление.

— ИКТ (Информационно-Коммуникативные Технологии), пока это только презентации, и не каждый день.

— Обучение одарённых детей (усложняем задания, применяем индивидуальные карточки для них).

— Над обучением в соответствии с возрастными особенностями и лидерством в обучении размышляем, найдётся и им применение. Пока обдумываю их использование, чтобы, как в медицине, не навредить.

Проходит первая четверть, а перечисленные выше дидактические игры дети уже запомнили. Предлагаешь поучаствовать в какой-нибудь из них, дети оживляются, а ведущими уже хотят быть не только «говоруны». Ведь оказывается, и ошибаться не страшно. На помощь придут и педагог, и товарищи. На занятиях уже меньше пассивных и равнодушных! Когда играем в дидактические игры, создаётся ситуация успеха и поощрения, а значит, происходит стимулирование учебной деятельности дошкольников. Высокую активность на занятиях уже можно рассматривать, как один из методов преодоления детских страхов и комплексов. При подготовке к игре использую и поисковые методы работы в малых группах. Занятия проходят уже в более быстром темпе, чем раньше, из-за использования дидактических игр.

Дети не только с удовольствием участвуют в дидактических играх, но и делают открытия, благодаря им. Не первый год используя дидактические игры на занятиях, вспоминаю прошлые, радуюсь сегодняшним. Так, ныне ученик 3 класса Артур не имел представления об инее. А после игры «Волшебное путешествие Капельки», где капля воды превращалась в дождинку, снежинку и прочие состояния, на утро пришёл и с порога воскликнул: — Я видел иней. Вон он, за окном! Аня, тоже нынешняя 3-классница, стала классифицировать предметы, которые носит, как «одежду», а не «вещи», купленные на базаре, как называла их раньше. Илья, сегодняшний ученик, пополнил свой словарь словом «пони», признавшись: — Первый раз слышу! Хотя другие тоже не сразу назвали карликовую лошадь с картинки правильно. Сначала были слова: «лошадка», «коняжка». Мам и детёнышей домашних животных дети сначала называли с лёгкостью, а слово «ягнёнок» оказалось незнакомым для всех, лишь Ангелина призналась потом, что она такое слово знает. Прослушала, наверное, вопрос. Так у нас бывает!

В дидактические игры дети выражают желание играть и в минуты досуга. Предлагаешь подвижную игру, а ребята: — Мы ещё хотим в игру «Скажи наоборот» поиграть. Может быть, потому что она проводится с мячом? Надеюсь, что нет. Многие признаются, что играют с домочадцами дома в игру «Я знаю 5 названий», поражая родителей тем, что детям уже знакомы слова «Виды транспорта» или «Головные уборы».

Бабушка пятилетней Иры проиграла, посчитав шапку предметом одежды. Внучка напомнила, как нужно было выразиться правильно. И в «Цветик-семицветик» играют, ведь свою эмоциональность дети могут направить на проявление благородства или милосердия, хотя бы в воображении. Семена познания попадают в благодатную почву!

Несмотря на уже вроде бы доказанную ценность дидактических игр для использования на занятиях, этот процесс имеет свои достоинства и недостатки, особенно игры с использованием наглядности.

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

Повышение интереса к познавательному процессу Активизация детей на занятии Лучшее усвоение материала Объединение детского коллектива Развитие мышления Разрядка напряжения, смена деятельности Соревновательность, доступность Развитие творческих способностей Формирование ответственности за свои действия Хороший способ закрепления материала Сложность организации Проблемы с дисциплиной Ограниченность во времени Требует много подготовки Подходит не для всех тем

Возрастной состав обучаемых в ПК детей, в связи с подготовкой к переходу на 12-летнее образование, за последние 3 года изменился. Обучалось:

— в 2010 — 2011 уч. году больше 6-летних детей, чем 5-летних;

— в 2011 — 2012 и 6-летних, и 5-летних было поровну;

— в 2012 — 2013 6-летние дети оказались в меньшинстве.

Но на успехах детей это не отразилось, так как, если 6-летние дети и приходили в ПК, они были не готовы к школьному обучению по каким-то причинам.

Это выяснилось, благодаря ежегодному мониторингу готовности детей к школьному обучению, который я провожу совместно с психологом школы, и прослеживается в диаграммах развития детей в тех компетенциях, которые вызывают обеспокоенность.