Анализ и оценка открытого урока по В. П. Симонову

Оценивая эффективность проводимого занятия, следует учитывать ряд показателей:

I Оценка основных личностных качеств педагога

Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция.

Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя.

Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.

Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т. е. степень его так-тичности и демократичности в общении с учащимися.

Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.

II Оценка основных характеристик и поведения учащихся

Степень познавательной активности учащихся в ходе занятия, степень их творчества и самостоятельности.

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии).

Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т. п.).

Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности и эмоциональности учащихся.

III Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся

Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации.

Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью.

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся.

       

Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).

IV Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся

Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.

Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.

Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.

Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.

Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.

Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

V Оценка цели и результата занятия

Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.

Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).

Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в х оде занятия).

Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)