Анализ стихотворения А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Афанасий Фет - поэт "вечных ценностей" и "абсолютной красоты", основатель новых поэтических жанров - песни и лирической миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали только вечные темы Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором "красота природы разлита по всему мирозданию" и своим покоящимся совершенством противопоставлена "низкому", полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично, мерно, уравновешенно. Лирический герой в поэзии Фета - это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении. Его характер зависит от мироощущения поэта. Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев противопоставлял Фету, "великому поэту", помещика и публициста Шишкина, закоренелого и остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала". Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы "лирическую дерзость" автора стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила". Так в чём же выражалась эта дерзость? Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину, уловив её сиюминутное состояние. Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах. Как же создаётся прекрасный образ? Первые две строки каждой строфы - назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки - эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание, построфный рисунок. Ветер - смысловая динамика в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра - Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног). А дактиль - этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног // Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!) Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол "не пойму", который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: "шумно, и жутко, и грустно, и весело". Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, стар ается понять прекрасную душу природы". Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки людского присутствия "тонко взывающий рог", "зов глашатая медного". Меняется и настроение лирического героя - два восклицательных предложения ("Сладостен зов мне глашатая медного!" и "Мёртвые что мне листы!")свидетельствуют об этом. А инверсия ("неожиданно слышится", "странника бедного") помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора, несут наибольшую смысловую нагрузку. Метафора "Ель рукавом мне тропинку завесила" рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы. Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек - песчинка в океане, который называется "Вселенная".

       
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков