Анализ стихотворения Ф. И Тютчева “Фонтан”

Стихотворение Ф. И. Тютчева "Фонтан" было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой "мировой душе", поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева "Фонтан". Первая часть - это игра фонтана, который "облаком живым", клубится". Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться "высоты заветной", но "ниспасть на землю осужден", как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана - это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое. Вторая часть - это сопоставление водной стихии фонтана с водометом "смертной мысли", который также рвется к небу, но "длань незримо-роковая" преломляет "луч" "неистощимого" "водомета". Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли - это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. "Водомет" мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

       

Тебя стремит, тебя мятет!

С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы одической традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении "Фонтан" подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: "пламенеет", "влажный дым", "лучом поднявшись к небу", "пылью огнецветной ниспасть", "осужден". Это очень нап оминает и историю об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово "луч". "Луч фонтана" и "луч" "смертной мысли". Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение "незримо-роковое" подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть. Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно "живым" облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: "Смотри,...". Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть - это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть - это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф. И. Тютчева "Фонтан". Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.