Библиографический словарь методистов русского языка XIX-XX вв

Методика преподавания русского языка начала складываться с того времени, как русский язык был введен в число учебных дисциплин в школах России, - с конца XVIII в.

Отсутствие родного языка как учебного предмета в планах существовавших тогда учебных заведений России сдерживало развитие народного просвещения, так как требовался язык-посредник: при обучении грамоте (письму и чтению) им служил церковнославянский язык, а при изучении специальных учебных предметов - какой-либо иностранный язык, которым надо было еще предварительно овладеть на уровне общения.

       

Чтобы родной язык стал учебным предметом в школе, нужны определенные условия, которых в первой половине XVIII в. не было. Но постепенно они сложились: был утвержден простой шрифт, пригодный для массового гражданского книгопечатания (1710), во второй половине XVIII в. создана богатая художественная литература; сделано научное описание отечественного языка (в 1755 г. появилась "Российская грамматика" М. В. Ломоносова), а также правила российской стилистики (1748, "Риторика"" М. В. Ломоносова), составлен 5-томный "Словарь Академии Российской" (1789-1794); написаны школьные учебники российской грамматики; разработана методика преподавания родного языка.