Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека (биология 8 класс)

По мере изучения этого курса мы подробно познакомимся со строением нашего организма. Начнем знакомство с определения места человека в живой природе, а также узнаем о науках о нашем организме.

Тема: Общий обзор организма человека

Урок: Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека

1. Человек

Человек – это живой организм, который осуществляет обмен веществами и энергией с окружающей средой, как и любой из видов, населяющий Землю.

2. Систематическое положение человека

Рассмотрим систематическое положение человека:

1) надцарство: Эукариоты

2) царство: Животные

3) подцарство: Многоклеточные

4) тип: Хордовые

5) подтип: Позвоночные

6) класс: Млекопитающие

7) отряд: Приматы

8) семейство: Гоминиды

9) род: Человек

10) вид: Человек разумный

К классу млекопитающих человека можно отнести по следующим признакам. (см. Рис.1)

Признаки организма человека, относящие его к классу млекопитающие

Рис. 1. Признаки организма человека, относящие его к классу млекопитающие

Ближе всего к человеку относится семейство человекообразных обезьян или антропоидов, к ним относятся шимпанзе, гиббон, орангутанг. (см. Рис.2)

Человекообразные обезьяны

Рис. 2. Человекообразные обезьяны

3. Отличия человека от остальных млекопитающих

Отличия человека от животных (см. Рис.3)

Прежде всего, это прямохождение, которое обеспечено:

- Широким и низким тазом

- Наличием подъема стопы

- Руки имеют противопоставленный палец и не приспособлены к хождению по земле

- Позвоночник имеет S-образною форму

Сравнение скелета человека и обезьяны

Рис. 3. Сравнение скелета человека и обезьяны

У человека, в отличии от обезьян, мозговой отдел черепа больше лицевого, что свидетельствует о более развитом головном мозге.

Еще одним отличием, которое есть только у человека, является речь. Процесс социализации ребенка начинается именно с момента овладения им речью.

       

В сказке Киплинга «Маугли» ребенок, воспитанный животными, становится сверхчеловеком. Но в реальной жизни такие люди, не имея социального опыта, так и не становятся настоящими людьми. Подлинные человеческие качества мы приобретаем именно в результате нашего социального общения.

4. Здоровье

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней

В том, что надо делать для сохранения своего здоровья, нам помогут разобраться основные науки, изучающие организм человека. Рассмотрим их подробнее.

5. Анатомия

Анатомия – наука о строении организма и его органов. Анатомия использует ряд методов, позволяющих выявлять внешнюю и внутреннюю структурную организацию органов. Выделяют методы описательные, сравнительно-анатомические и экспериментальные. Наиболее старым является метод препарирования, или рассечения (см. Рис.4). От названия этого метода появился термин "анатомия" (от греч. anatomia – рассекаю, расчленяю). С его помощью изготавливаются анатомические макропрепараты (например, мышц или нервов руки и др.).

Препарирование человека

Рис. 4. Препарирование человека

Метод инъекции, или наливки (см. Рис.5) применяется при приготовлении препаратов для выявления и изучения строения полых структур, например сосудистой системы органа. Его можно применять совместно с методом коррозии, когда орган после наливки полых структур окрашенной массой погружают в кислоту или щелочь для растворения всех остальных тканей. В результате остается только цветной слепок сосудов органа

.Метод инъекции

Рис. 5. Метод инъекции

Наибольшую ценность представляют методы, позволяющие исследовать строение органов живого человека при различных функциональных состояниях. Таков метод компьютерной томографии.

Магнитно-резонансный томограф

Рис. 6. Магнитно-резонансный томограф

С помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например головного мозга или органов брюшной полости живого человека. Таким образом можно оценить полноценность кровоснабжения или целостность органов (при травмах). Широко используется в медицине метод рентгеноскопии, например при исследовании костей скелета, органов желудочно-кишечного тракта, почек и т. д., методы ультразвукового исследования.

Аппарат УЗИ

Рис. 7. Аппарат УЗИ

6. Физиология

Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов. Физиология – экспериментальная наука. Наблюдая и изучая жизненные явления, физиолог стремится дать им качественную и количественную характеристику, т. е. точно описать их и измерить. Измерения требуют специальных инструментов, приборов и аппаратов, соответствующих задаче исследования, и подчас весьма сложных. Это обусловлено тем, что многие процессы столь слабы и происходят так быстро, что для их наблюдения и исследования, и тем более измерения, необходимы специальные приспособления. Поэтому уже в прошлом столетии в обиход физиологических лабораторий вошли многие регистрирующие и измерительные приборы. Особого успеха достигла инструментальная техника, применяемая при физиологических исследованиях в настоящее время, когда широко используются приборы, основанные на достижениях физики, химии, электроники и автоматики.

7. Гигиена

Гигиена – раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье. У этой науки есть свои методы: клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям среды), лабораторные (анализ проб воздуха и воды). Внедряют гигиенические рекомендации в жизнь санитарные врачи.

8. Психология

Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуальных личностных свойствах конкретного человека. Современная психология обладает развернутой системой методов и методик исследований. Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Швецов Г. Г. / Под ред. Пасечника В. В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. 900igr. net .

2. Egeteka. ru .

3. Svetlana. pro .

Рекомендованное домашнее задание

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 6, задания и вопрос 1,3,4

2. Какое систематическое положение человека?

3. Что такое здоровье?

4. Подготовьте сообщение о становлении одной из наук о человеке и его здоровье.