Борьба добра и зла в произведениях классиков середины XIX – начала XX столетий

Ни один из писателей XIX столетия не обходил проблему добра и зла, раскрывая ее с только ему присущим мастерством и талантом. Воплощением зла выступают перед нами Кайдашиха и Мотря из "Кайдашевой семьи" И. С. Нечуя-Левицкого. Жадность, эгоизм, темнота и бездушность этих женщин влекут позорные отношения в семье, делают их не только смешными, а и страшными. Противодействием их злому миру выступает добро Мелашки, но и у нее не хватило сил в борьбе и она в конце концов уподобляется Мотре с Кайдашихой. Причина духовного излома Чипки из романа Афанасия Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?" кроется не так в тех бедах и пренебрежении, которые ему пришлось испытать в детстве и юности, как в раздвоенности души - определении выбора между добром и злом. Зло бумерангом возвращается к нему - кончает жизнь самоубийством его жена Галя, старая мать обречена на одиночество и смерть среди чужих людей. Афанасий Мирный своим романом доказывает, что за правду надо бороться добрыми делами, а не ножом.

Еще одно зло - деньги - возникает перед нами со страниц пьесы И. Карпенко-Карого "Хозяин". Мы знакомимся с "чумазым", новоиспеченным капиталистом Пузырем, цель которого не достигает дальше наживы, превращая в ад не только жизнь крестьян, а и близких ему людей. Деньги опустошили его душу, ради своих идей мужчина жестоко разоряет хозяйства крестьян, делает несчастными тысячи людей. И зло возвращается и к Пузырю: жадность в конце концов стала причиной его смерти.

Зло такое безжалостное, что разрушает даже прекраснейшие человеческие чувства. В этом мы убеждаемся, когда читаем "Украденное счастье" Ивана Франко. Как и в "Хозяине" Карпенко-Карого, жадность стала причиной трагедии трех любящих людей: Анны, Михаила и Николая. Из не желания делить с сестрой родительское наследство совершают с Анной зло родные братья. И, как следствие, - уныние, разочарование, духовная смерть, а у Михаила - физическая. Чувство мести, разрушает сердца Гутенюков и Палийчуков из повести М. Коцюбинского "Тени забытых предков". Оно, это зло, достигло таких размеров, что взрослые уже не в силах разорвать его круг. И это делает ека, отвечая Иванку добром на зло, и тогда зарождается любовь.

       

Силой своего добра поражает Мавка из "Лесной песни" Леси Украинки, благородством и бескорыстием. На примере Лукаша мы убедились: предав близкого человека, ты предаешь самого себя.

В литературе XIX столетия как продолжение гуманистических традиций углубляет освещение проблемы добра и зла. Гармоническое, кроткое мышление украинца-земледельца тяготеет к идеалу женщины как Земли-кормилицы. Поэтому образ Украины большинство из нас соотносит с женщиной. Национальное возрождение 20-х годов выдвинуло целый ряд толкований образа сильной, образцовой женщины - матери, соратницы, гражданки молодой страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков