Бумага. Тайны классной комнаты

Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова «бумуг», что значит хлопок. Вероятно, что впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине XIII века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

В ряде европейских стран бумага получила название от своего предшественника папируса. Изготовление папируса возникло в Древнем Египте примерно около 3,5 тысяч лет до нашей эры. Его готовили из одного тростникового растения, произрастающего в низовьях Нила.

Это растение имеет прямой трёхгранный стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски становились полупрозрачного и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и разглаживали гладким камнем.

Примерно в V веке производство папируса резко сокращается, так как появились пергамент и несколько позже бумага, а с X века папирус потерял своё промышленное значение.

Во II веке до нашей эры в Малой Азии в Пергаменом царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных: телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться «пергамент». В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.

Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше. Заслуга Цай Луня состоит в том, что он, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

Однако в Китае основным сырьём для производства бумаги были лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. С них срезалась кора, которая после этого замачивалась в воде, а потом разделялась на грубый внешний слой и на более мягкий внутренний. Первый слой шёл на изготовление бумаги низшего сорта, а второй для более тонких и дорогих видов бумаги. Рассортированные таким образом волокна дуба в течение нескольких часов подвергались варке в открытых чанах с золой или с известковым молоком. Сваренный луб промывался водой, обрабатывался в ступке или укладывался на деревянные чурбаны либо каменные плиты, где он подвергался ударам молотка с особой насечкой до тех пор, пока не распадался на отдельные волокна.

Измельчённая масса помещалась в черпальный чан, в которой разбавлялась водой и проклеивалась растительными соками или крахмальным клейстером. Для осаждения клея на волокна использовали кислые растительные соки, например, сок незрелого винограда. Отлив листа осуществлялся при помощи черпальной формы, обтянутой снизу шёлковой или джутовой тканью либо имеющей сетку из тонких бамбуковых палочек. Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щётки или палочки его снимали и раскладывали для сушки на солнце на деревянном гладкополированном помосте.

Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалась самого разнообразного назначения.

Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться в середине VIII века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали.

В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в ХІ-ХІІ веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны. Итальянцы внесли ряд существенных изменений в процесс изготовления бумаги: изобрели способ нанесения на бумагу водяных знаков, применили для её проклейки животный клей и вместо арабской мельницы применили толчею, которая обеспечивала подготовку более качественной бумажной массы.

У нас бумагу начали делать значительно позже. Имеются сведения, что бумага собственного производства появилась в середине XVI века. Мощный толчок к развитию бумажного производства дал Пётр Первый. Следует отметить, что большим толчком к развитию бумажного производства получило изобретение в 1670 году в Голландии для размола бумажной массы ролла, который примерно в 3 раза был производительнее применявшейся до этого громоздкой толчеи. К концу XVII века роллы использовались уже во многих странах. С появлением роллов черпальщики уже не успевали отливать в бумагу приготовленную бумажную массу, так как этот процесс по-прежнему оставался ручным и очень трудоёмким. Для этого нужна была машина. И такая машина была создана в эпоху Великой французской революции в 1799 году французом Луи Ровером. Эта машина имела на деревянной станине чан с бумажной массой, над которой на двух валиках была натянута медная сетка. На эту сетку с помощью черпального колеса, изготовленного из тонких медных полос, подавалась бумажная масса, растекающаяся равномерно по сетке; вода опять возвращалась в чан, а на сетке образовывалось влажное полотно, которое уплотнялось и далее обезвоживалось между двумя валиками, обтянутыми сукном. Влажное бумажное полотно наматывалось на приёмный валик - а затем разматывалось и сушилось на воздухе. Производительность этой машины была около 100 кг бумаги в сутки.

В первой половине XIX века было сделано ряд существенных усовершенствований бумагоделательной машины, но принципиальная технологическая схема её втечение целого столетия оставалась практически неизменной, так как в ней были полностью воплощены передовые принципы производственного процесса непрерывность и автоматичность. В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, по-прежнему являются образцом высокопроизводительного аппарата. На многих новых высокопроизводительных машинах осуществляется двухсеточное формование, установлены автоматические системы управления технологическим процессом, включающие электронно-вычислительные машины, а также большое число сложных автоматических измерительных и исполнительных устройств, обеспечивающих высокоэффективную работу машины на скоростях до 1000-1200 метров в минуту.

Новое тысячелетие находится во власти огромного прогресса, который был произведён в информатике, таким образом, вызывая полное изменение в наших коммерческих и персональных коммуникациях и информационном поведении.

Значит ли это, что бумажной эре наступит конец? Ответ - определенно «нет».

Ясно, что будет иметься огромное количество данных, производимых с помощью электроники, но проблема - хранение этих данных. Трудности хранения данных на длительный период времени хорошо известны (например, долговечность дисков; частые изменения электронного оборудования и программного обеспечения, электронные поломки и т. д.). Бумага же предлагает наиболее удобный и длительный способ хранения. Прогресс в технологии затронет только печать таких изделий, как недолговечные руководства пользователей и энциклопедий.

       

Чтение книги останется большим удовольствием в будущем и бумага, как вездесущий материал с её многими местами применения, продолжит играть влиятельную роль.

Вероятно, самый ранний отпечаток - это след ноги человека. Веками размышляя над изображением на песке, человечество догадалось, что можно попробовать специально изготовить ту форму, отпечаток которой нужно получить.

Первые надписи высекали на каменной плите люди в шкурах. Вырезали зубом акулы на дереве аборигены острова Пасхи. С помощью заострённой палочки оставляли след на восковых досках в греческих палестрах. Птичье перо предполагало использование жидкой краски - чернил. Длинные пергаментные свитки сворачивали в рулоны.

Письма любимым царапали на березовой коре.

Прародителем книги был свиток. Листы в свитке скреплялись между собой по краям и сворачивались в рулон. Текст наносился только на одну сторону листа. Поначалу сворачивать было легко, так как в качестве писчего материала использовался папирус, шелк, тончайшая кожа. Изготовляли свитки и из бумаги. Первые свитки появились в Египте в III в. до нашей эры. Известны русские азбуки-прописи в виде свитка XVII в.

Вошедший в употребление в качестве материала страниц пергамент привёл к возникновению нового типа книги. Следующей формой книги стал кодекс. Эта форма, несколько усовершенствованная, дошла до наших дней. В кодексе целые блоки сфальцованных листов скреплены в корешке и помещены в обложку (переплёт). Книги в виде кодекса получили широкое распространение в IV в. Кодекс возник тогда, когда писчий материал стал допускать фальцовку -сгибание отпечатанного листа в определённом порядке. После фальцовки получались тетради в 4, 8, 16 или 32 страницы. С появлением на Руси в XIV в. бумаги основой книги стала 16-стра-ничная тетрадь, составленная из четырёх сфальцованных пополам и подобранных вкладкой листа. Греческое слово «тетрада» (четвёрка), как нельзя лучше закрепило в языке основы этой технологии.

В своё время возникла необходимость получения большего количества экземпляров книг, чем это было возможно при их рукописном исполнении. Причём, текст и изображения во всех экземплярах должны были быть идентичными. Книгопечатание и есть процесс размножения текста и рисунков, которые отпечатываются на материале страниц путём переноса краски с не-

Которых эталонных макетов. Нетрудно себе представить, что эталонные изображения представляют собой зеркальные образы будущих страниц.

Человечество шло к изобретению печатного станка очень долго, несколько тысячелетий. Идея печатного оттиска заложена ещё в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров, а также в личных печатях вождей древнейших цивилизаций. Одним тавром или печатью можно было отметить тысячи голов скота, огромное количество товаров.

Изобретателями первого печатного станка являются китайцы. Но этот станок недалеко ушёл от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, насчитывающей около 40 тысяч знаков, каждый из которых обозначает отдельное слово. Писарь, знавший не более 3-5 тысяч знаков, не мог размножать от руки философские или литературные произведения, так как не всё понимал в них. И вот для распространения трудов Конфуция Ли Бо или Бо Цзюйи был придуман следующий способ: текст копировался на деревянную доску (вырезались иероглифы), а с доски, намазанной краской, переносился на лист бумаги. Таким образом можно было до бесконечности размножать один текст, но, чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать иероглифы на новой доске.

Привычная нам напечатанная на станке книга из бумаги появилась в Корее всего XII столетий назад.

Всем известно имя Ивана Фёдорова. Ведь именно он и его товарищи - Пётр Тимофеевич Мстиславец и Маруша Нефедьев напечатали в 1564 году первую книгу «Апостол», а в следующем году - «Часослов».

Каким тиражом был напечатан «Апостол», мы не знаем. Сегодня известны шестьдесят два экземпляра и находят ещё новые. Эта знаменитая книга настолько выверена по пропорциям (высота и ширина шрифта, поля, расположение текста и заставок, инициалов и т. д.), что до сих пор производит впечатление художественного совершенства.

По итогам проведённого университетом в Кар-неги-Мэллон исследования, за время существования книгопечатания человечество породило более 100 миллионов книг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков