Человек и почвы

Данный видеоурок посвящен теме «Человек и почвы». Вы узнаете о почвенных ресурсах, о том, что такое мелиорация, как она влияет на общее состояние земли. Также поговорите о том, как человек может видоизменять структуру почвы. Подробно разберете способы сохранения природных богатств Земли.

Тема: Почва и почвенные ресурсы

Урок: Человек и почвы

1. Введение

Цель урока: узнать, что такое почвенные ресурсы, мелиорация, как человек воздействует на почву.

2. Почвенные ресурсы

Почвенные ресурсы – часть земельного фонда, обладающая плодородием и пригодная для развития сельского хозяйства. На территории России около 13% земельных ресурсов являются почвенными ресурсами. Большая часть пахотных земель находится на юге Русской равнины и юге Западной Сибири. Именно на юге России находятся самые плодородные почвы.

Пашня

Рис. 1. Пашня

3. Нарушение почв человеком

Эрозия – совокупность процессов разрушения почв. Эрозия бывает ветровая и водная.

Причины эрозии:

1. Распашка земель

2. Нерегулируемый выпас скота

3. Сведение лесов

Водная эрозия почв

Рис. 2. Водная эрозия почв

Кроме того негативно на почву влияет избыточное увлажнение в условиях засушливого климата, что может привести к засолению почв.

Засоление почв

Рис. 3. Засоление почв

Негативно на почвы влияют чрезмерное использование ее ресурсов, использование химических удобрений, промышленные производства.

Поступление фосфатов в окружающую среду с удобрениями и сточными водами

Рис. 4. Поступление фосфатов в окружающую среду с удобрениями и сточными водами

Загрязнение сельскохозяйственных земель Русской равнины пестицидами

Рис. 5. Загрязнение сельскохозяйственных земель Русской равнины пестицидами

4. Меры по охране почв и восстановлению почвенного плодородия

Мелиорация – совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью повышения их плодородия.

Виды мелиорации:

       

1. Гидротехническая

2. Агролесомелиорация

3. Культуротехническая

4. Химическая

Для борьбы с эрозией эффективно создавать полезащитные лесные полосы, ступенчатые террасы, оросительные каналы; чередование возделываемых культур, глубокая вспашка.

Полезащитная лесополоса

Рис. 6. Полезащитная лесополоса

Орошение земель

Рис. 7. Орошение земель

Не следует забывать, что мелиоративные мероприятия должны применяться разумно. Например, чрезмерное внесение удобрений в почву может привести к ее химическому загрязнению и другим негативным последствиям.

Домашнее задание

Параграф 20, 21.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И. И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В. И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т. В. Абрамова. – Ярославль: