Читательская конференция “И мы склоняем голову перед их подвигом” – литература, прочее

"И мы склоняем голову перед их подвигом"

читательская конференция

Цель: познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, показать на примере книг, что дети наряду со взрослыми приближали Победу.

Библиотекарь: Добрый день ребята и уважаемые гости!

Сегодняшнюю встречу, мы проводим в преддверии знаменательных дат.

Ребята, какие героические даты в ближайшее время в нашей стране мы будем отмечать?

Как вы думаете, на какую тему мы с вами будем говорить на нашей конференции?

Да и тема нашей сегодняшней конференции "И мы склоняем голову перед их подвигом" - Великая Отечественная война.

Одна из героических страниц нашей истории, входящей в нашу современность - это Великая Отечественная война.

(тихая музыка)

Давно окончилась война

Давно ушли в запас солдаты,

Но боль о ней всегда жива.

Мы знать должны, какой была

Война когда-то

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Это было одно из тягчайших испытаний, когда либо пережитых нашей страной. Решалась не только судьба нашей Родины, но и будущее мировой цивилизации. История не знает более чудовищных преступлений чем, те которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень. Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей стариков.

"Поклон отцам, поклон вам, деды" Н. Бондаренко (читает ученик)

Немало лет нас отдаляет

От тех суровых лет, когда

Земля родимая пылала,

Горели сёла, города.

Когда фашистскую армаду

Сумела Русь остановить,

И отучила, думать надо,

Навек с мечом к нам приходить.

Поклон отцам, поклон вам, деды,

За то, что мирно мы живём,

За то, что вы для нас победу

Добыли кровью и огнём.

Нелёгок путь тот оказался,

По той, вам памятной войне,

Спасибо всем, кто жив остался,

Кто мёртв, спасибо им вдвойне.

Библиотекарь. Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, и сегодня мы поговорим с вами о ваших сверстниках и ребятах которые были чуть старше вас времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины, на защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

И наша конференция посвящена героям детям Великой Отечественной войны.

До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

Горнили "К бою" трубы полковые (читает ученик)

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага -

Сыны полков страны.

Библиотекарь. При подготовке к читательской конференции мы с вами познакомились с замечательным произведением повестью В. О.Богомолова "Иван"

Но прежде чем преступить к обсуждению повести "Иван", давайте вспомним,

Какие произведения о войне вы ёщё читали?

Ребята, а теперь давайте посмотрим на экран, как вы думаете, чьи это портреты?

И мы сейчас посмотрим презентацию о детях героях Великой Отечественной войны, которые приготовили нам ваши одноклассницы.

Показ презентации

Библиотекарь. Следующий этап нашей конференции обсуждение повести Богомолова "Иван" И сначала мы познакомимся с биографией писателя и кратким содержанием повести.

       

Рассказывают дети. Владимир Осипович Богомолов родился 1926 года в деревне Кирилловка Московской области. Окончил семилетнюю школу и 15-летним подростком, скрыв свой настоящий возраст, ушёл добровольцем на фронт. Был командиром взвода фронтовой разведки, награжден орденами и медалями.

Служил в армии до1952ггода. Первое произведение Богомолова - повесть "Иван", было написано в 1957г. Это произведение сразу принесло автору известность.

Повесть "Иван" переведена более чем на 40 языков. На ее основе режиссер А. А.Тарковский создал в 1962 году фильм "Иваново детство".

"Иван" - повесть о двенадцатилетнем мальчике.

Иван Бондарев настоящая фамилия Буслов из Гомеля, перед войной жил на заставе в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. У него было одно на уме - мстить до последнего!

Иван становится неуловимым разведчиком и с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике.

Но в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан Иван, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик "держался вызывающе", он был расстрелян.

Библиотекарь. И мы переходим к обсуждению самой повести.

1.Ребята, а какой вам представляется война? И как она описывается в повести Владимира Богомолова "Иван"?

У Богомолова - другая война, тихая, но показана она через судьбу ребенка, которого безжалостно уничтожила. И от этого она еще более губительна, более страшная.
2. От чьего лица ведется повествование? Что нам известно о Гальцеве?

3. Давайте представим картину, нарисованную автором в начале повести

Мы познакомились с героем повести - мальчиком. Найдите в тексте и зачитайте описание внешности юного героя.

(Чтение Он был совсем ещё ребёнок……пожалуй и все тринадцать)

4.Как вы думаете какими чертами характера наделён Ивана?
Ответ детей

Библиотекарь. В характере и глазах Ивана мы видим твердость взрослого, во внешности - незащищенность и детскость. Он нетерпим к тому, что Гальцев повышает на него голос, неоднократно требует позвонить в штаб армии, отвечает молчанием на вопросы лейтенанта о шраме, о том, откуда он, как попал к реке. Давайте обратимся к тексту и найдём эту сцену.

(Чтение Ты будешь говорить?......Он молчал. Вид у него был жалкий…… казалось мне явной ложью.)
5.Почему же Иван решается назвать фамилии подполковника Грязнова и капитана Холина

Библиотекарь. Для Ивана главное - долг, дело, которым он занимается. В ожидании Холина он не лёг спать, не стал есть, а сначала сел писать донесение. Иван же, продрогнув до крайности, заставил себя работать.

Это говорит о чём ребята?

Библиотекарь. Это черта характера не столько мальчика, сколько мужчины. Давайте посмотрим этот эпизод из фильма "Иваново детство"

Отрывок из фильма А. Тарковского "Иваново детсво"

6. Как изменяется отношение Гальцева к Ивану?

И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам.

7. Ребята, а кто такой Холин?

А сейчас снова обратимся к тексту и найдём встречу Холина с Иваном, и о том, как Иван объясняет, почему он оказался не в Диковке.

Чтение с.23-24 (При виде Холина мальчик вмиг оживился…… он всё же выплыл)

Далее мы узнаём, что Иван неоднократно отправляют на другой берег к врагу.

8. Как вы думаете, почему нельзя было не посылать Ивана в разведку

9.Как вы считаете в чем преимущество Ивана перед взрослыми разведчиками?

Библиотекарь. В который уж раз отправляется Иван в логово врага! Наши войска готовятся форсировать Днепр, командованию армии нужны свежие сведения о дислокации немецких частей, и лучше Ивана, опытного разведчика, с этим не справится никто. И вновь он - в лодке на середине Днепра. Достигнув берега, Иван в условленный час исчезает во тьме. Теперь он - один, кругом - враги.

10.Ребята, давайте вспомним, чем занимается Иван в тылу врага.

Библиотекарь. Неисповедимы пути человека на дорогах войны. Война катилась на запад, многое изменилось за военные годы в судьбе Гальцева, а лейтенант хотел хоть что-то узнать о судьбе Ивана Буслова.

ЭТО БЫЛО 2 МАЯ 1945 ГОДА В 3 ЧАСА ДНЯ. Наши войска находились в центре Берлина. Гальцев и оперативная группа захватили немецкий архив. Это были документы тайной полиции относящиеся к зиме 43-44г. Среди этих документах Гальцев увидел папку. Он взглянул и сердце его сжалось с фотографии приклеенной к бланку, на него смотрел Иван Буслов.

11.Что же нам известно о последних днях жизни Ивана Буслова

В одной из рецензий на эту повесть я прочитала, это был подвиг маленького разведчика.

12 А, что такое подвиг как вы думаете?

Подвиг - это…

Давайте посмотрим, что говорится в словаре Ожегова о подвиге.

Подвиг - героический, самоотверженный поступок. ( словарь Ожегова).

13.Как вы думаете, можно ли считать подвигом то, что сделал Иван?

Библиотекарь. Перед нами, ребята прошла короткая жизнь русского мальчика, разведчика из Гомеля Ивана Буслова, человека, который в тяжкую военную годину наравне со взрослыми встал на защиту Отечества.

И мы склоняем головы перед его подвигом.

Песня "Ребята, которых нет" в исполнении М. Магомаева.

Библиотекарь. Многие писатели и поэты писали о детях военной поры. Память о той жестокой войне неподвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века как связующее звено между прошлым и будущим. Ребята и для того, что бы вы больше узнать о детях военной поры, я предлагаю вам книжную выставку "Страницы памяти"

"Страницы памяти" книжная выставка

О военном времени, о детских судьбах, о преданности Родине, смелости и мужестве юных защитников рассказывают эти книги.

Ребята сегодня мы познакомили с несколькими судьбами юных героев. К сожалению, их гораздо больше и забывать о них нельзя.

А сейчас подошло время подвести итоги нашей конференции

Рефлексия.

Продолжите фразы (ответы детей)

Я узнал сегодня для себя……..

Теперь я буду знать………

Ребята я очень благодарна вам за участие в читательскую конференцию, и хотела бы вручить самым активным участникам грамоты.

Благодарю всех за участие, до новой встречи в библиотеке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков