МАОУ СОШ №17 г. Липецк
Учитель: Беллаш Елена Владимировна
Урок литературы
Класс: 11
Тема урока "Да святится имя твое…" ( урок по творчеству А. И.Куприна)
Цель: - расширить и углубить представление ребят о Куприне - мастере художественного слова;
- вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью, помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.
Оборудование: портрет Куприна, выставка книг, презентация, музыка Свиридова
Тип урока: урок - беседа.
Любовь всесильна:
нет на земле ни горя - выше кары ее,
ни счастья - выше наслаждения служить ей.
У. Шекспир
Ход урока:
Орг. момент Слово учителя
Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного цвета на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели.
С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке вместе с автором мы отправимся в лесную глушь Полесья ("Олеся"), заглянем в каморку бедного чиновника ("Гранатовый браслет"), чтобы посмотреть на удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви
Актуализация знаний. Работа с текстом.
Итак, повесть "Олеся" (1898г.).
-Подумаем, почему Куприн именно так озаглавил повесть? Кто она, Олеся? Что обозначает слово "колдунья"? ( кудесница, волшебница).
- Как к ней и ее бабушке относятся окружающие?
- Кого выбрал писатель для сопоставления с Олесей? Почему? ( Через сопоставление с начинающим писателем А. Куприн позволит увидеть главное в Олесе)
- Как вы думаете, случайно ли Куприн сделал героя писателем? ( Писатель тот, кто способен видеть и слышать то, чего не дано другим, кто способен глубже понимать явления жизни, более чутко, чем обыкновенный человек).
- Чем привлекает читателя Олеся? За что так безоглядно полюбил Иван Тимофеевич девушку, далекую от цивилизации? ( Она добра, чиста, она дитя природы, не боится жить в согласии со своим сердцем).
- Что значит доброта для Олеси?
- Задумывается ли Иван Тимофеевич о будущем Олеси? Как он к ней относится?
- Любовь их похожа на сказку, она чиста и самоотверженна. Почему же все так заканчивается? ( Стоят по разные стороны жизни).
- Куприн - мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. Можете это доказать? Что значит нитка красных бус? ( Символ ее чистого чувства, символ негаснущей любви. Каждая бусинка - огонек этой любви).
Бескорыстная и самоотверженная любовь - тема повести "Гранатовый браслет" ( 1911г.) Попробуем емко передать сюжет повести.
- Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?
- Во 2 главе Куприн подчеркивает слово "холодный". Холодные осенние цветы. Их описание предшествует описанию нежного, но холодного и гордого лица Веры. Что можно сказать о ее душе? Не страдает ли она тоже от "сердечной недостаточности", как и Иван Тимофеевич?
- Какую роль играет генерал Аносов? Почему к нему прислушивается Вера? ( Любовь, нежность, доброта - вот что притягивает Веру к мудрому дедушке).
- Почему Желтков заканчивает жизнь самоубийством?
- Как вы понимаете слова "Да святится имя Твое"… ( Ему не на что рассчитывать)
- Почему эпизод прощания с Желтковым очень важен в раскрытии характера главной героини?
- О какой большой любви говорит генерал Аносов?
- Почему Куприн озаглавил свою повесть "Гранатовый браслет"? ( Гранаты на браслете с их дрожащими внутри "кровавыми огнями"- символ любви и трагедии в судьбе героя).
- Какова идея повести "Гранатовый браслет"? В чем смысл противопоставления 1 и 2 части повести?
-Можно ли говорить о связи этих произведений?
4. Вывод по уроку, заключение.
Произведения Куприна не только пробуждают к раздумьям, они помогают понять, чего мы можем лишиться, оставаясь во власти сердечной лени, что большое, настоящее в жизни может пройти мимо, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить…
Д/з: подготовиться к написанию сочинения по творчеству А. Куприна.