Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики как основа повышения качества знаний

Поиск новых технологий с целью развития положительной мотивации к учению и повышению качества знаний подтолкнул меня использовать технологию разноуровневого обучения.

Психологической основой педагогической технологии уровневой дифференциации знаний являются теории Л. С. Рубинштейна о включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления — выявления в нём новых свойств, приводящих к изобретениям, открытиям, и Л. С. Выготского о переходе умственного развития ученика из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития».

Разноуровневое обучение является актуальным Т. к. оно направлено на преодоление многих трудностей:

    Шаблон и формализм в преподавании; потеря интереса к предмету; снижение навыков вычислительной техники у учащихся; недостаточное развитие логического мышления учащихся; обучение детей на одном уровне; низкая культура математической речи учащихся.

Под уровневой дифференциацией я подразумеваю обучение учащихся одного и того же класса на трёх уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком. При этом я выделяю в каждом классе две — три типологические группы.

Базовый уровень — это определённый программой и учебником минимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимся всех типологических групп.

Продвинутый уровень — некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.

       

Высокий уровень — дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

Применяя в своей практической деятельности педагогическую технологию уровневой дифференциации знаний учащихся, использую такие задания как разноуровневые карточки, тесты, дифференцированные зачёты, самостоятельные и контрольные работы, творческие задания. Эти задания позволяют регулировать учащимся свой индивидуальный темп работы, а также наблюдать за рабочим темпом своих товарищей. В большинстве случаев выполнение заданий начинается с базового уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Это проводится для того, чтобы избежать искусственного разделения учащихся на способных и неспособных.

Разноуровневые задания предполагают:

А) дифференциацию содержания учебных заданий:

    По уровню творчества; по уровню трудности; по объёму;

Б) использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

    По степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащимся; по характеру учебных действий.