ЕГЭ по английскому языку. «Правила игры». Письмо. Задание С2

На данном уроке мы рассмотрим особенности письменной части ЕГЭ по английскому языку, задание С2, изучим критерии оценивания этой части экзамена и подготовимся к его написанию.

Тема: ЕГЭ по английскому языку

Урок: «Правила игры». Письмо. Задание С2

1. Критерии и особенности оценивания задания С2

Задание С2 представляет собой письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной теме (essay). За него вы можете получить максимально 14 баллов. Чтобы успешно написать эту часть экзамена, мало просто хорошо знать английский язык, нужно еще понимать, что именно от вас ждет экзаменатор, и по каким критериям вас будут оценивать.

На экзамене вы получите задание такого вида:

Comment on the following statement.

What is your opinion?

Do you agree with the statement?

Write 200-250 words.

Перед вами задача – написать эссе на предложенную тему, т. е. высказать свое мнение по данной теме, согласиться с предложенным высказыванием или нет, а также вложиться в рамки 200-250 слов (с допустимой погрешностью в 10%).

Сразу оговоримся по поводу количества слов. Если вы напишете меньше 180 слов, то ваше сочинение вообще не будет проверяться, и вы получите за него 0 баллов. Если же вы напишете больше 275 слов, то проверяться будут только первые 275 слов, а остальная часть текста при оценивании учитываться не будет.

Нам дан план эссе:

make an introduction (state the problem); express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion; express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion; explain why you don’t agree with the opposing opinion; make a conclusion restating your position.

Этот план является обязательным, и ему нужно следовать, ничего не меняя. Можно только объединить третий и четвертый абзац в один, за это баллы снижаться не будут.

Рассмотрим критерии оценивания заданий.

Критерии оценивания выполнения задания С2

(максимум – 14 баллов)

К1. Решение коммуникативной задачи. Содержание.

Задание выполнено полностью:

Содержание отражает все аспекты, указанные в задании:

мнение высказано; аргументы представлены.

Стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата.

Соблюдены принятые в языке нормы вежливости.

3 балла

Задание выполнено:

Некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью.

Имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи.

В основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости.

2 балла

Задание выполнено не полностью:

Содержание отражает не все аспекты, указанные в задании.

Нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто.

В основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости.

1 балл

Задание не выполнено:

Содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему.

0 баллов

Табл. 1. Критерий «Содержание»

Таким образом, если вы не высказываете свое личное мнение, то сочинение оценивается в 0 баллов и по остальным критериям не проверяется.

Аргументы должны быть убедительными, с примерами.

Сочинение должно быть написано в нейтральном стиле, т. е. оно не должно быть эмоциональным, не должно содержать восклицательных знаков, сленговых слов, а также сокращений.

Важно! При получении 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.

К2. Организация текста.

Высказывание логично:

средства логической связи использованы правильно; структура текста соответствует предложенному плану; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует принятым нормам.

3 балла

Высказывание в основном логично:

· имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи;

· имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы;

· имеются отдельные нарушения формата высказывания.

2 балла

Высказывание не всегда логично:

имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в формате высказывания.

1 балл

Отсутствует логика в построении высказывания; Формат высказывания не соблюдается.

0 баллов

Табл. 2. Критерий «Организация текста»

Логичность высказывания подразумевает как логичность аргументов, так и логичность текста в целом. Например, если вы используете местоимения, то убедитесь, что из контекста понятно, к чему они относятся. Двусмысленность здесь недопустима.

Обратите особое внимание на особенности использования средств логической связи. Если вы используете наречие however, которое должно соединять две противоположные мысли, то так оно и должно быть в вашем эссе.

Пример:

He is handsome however not very smart, НО не he is handsome however very smart.

К3. Лексика.

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики.

3 балла

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно.

2 балла

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста.

1 балл

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу.

0 баллов

Табл. 3. Критерий «Лексика»

В своем эссе вы должны показать высокий уровень знания английского языка, поэтому начинать готовиться необходимо заранее, изучая различные языковые конструкции и правила сочетаемости слов.

К4. Грамматика.

Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки.

3 балла

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста.

2 балла

Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста.

1 балл

Грамматические правила не соблюдаются.

0 баллов

Табл. 4. Критерий «Грамматика»

В данном критерии оценивается ваша способность красиво и грамматически правильно выражать свои мысли. Чтобы получить максимальный балл по этому критерию, нужно использовать самые разные конструкции английского языка, а не ограничиваться простейшими предложениями.

       

К5. Орфография и пунктуация.

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением.

2 балла

Имеется ряд орфографических и/или пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста.

1 балл

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

0 баллов

Табл. 5. Критерий «Орфография и пунктуация»

Орфографию, как и грамматику, нужно изучать отдельно и очень внимательно, поскольку в английском языке орфография гораздо сложнее, чем в русском.

Что же касается пунктуации, то она как раз наоборот не очень сложная, хотя с ней тоже нужно ознакомиться, чтобы не наставить лишних знаков препинания под влиянием русского языка. На что следует обратить особое внимание, так это на точки в конце предложений. За их отсутствие проверяющие снимают баллы. Так что будьте очень внимательны.

Перейдем к составлению шаблонов эссе. Для этого вернемся к нашему плану.

make an introduction (state the problem); express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion; express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion; explain why you don’t agree with the opposing opinion; make a conclusion restating your position.

Итак, в первом абзаце мы описываем суть проблемы. Здесь можно использовать такие фразы:

People have been (…-ing) … since time immemorial / recent years.

Этим вводным предложением мы говорим, что рассматриваемая проблема беспокоит людей уже давно или, наоборот, возникла недавно.

Далее мы подчеркиваем, что проблема все еще актуальна в современном мире:

Today we still want / have / do …

Следующим предложением мы конкретизируем, что именно происходит:

… getting more and more …

… increasing / decreasing …

Заканчиваем первый абзац вопросом о том, какие же мнения существуют по этому поводу:

What / How … ?

Переходим ко второму абзацу. В нем нам необходимо изложить свою точку зрения и подкрепить ее примерами. Здесь нам пригодятся следующие слова:

In my opinion,

First of all,

Consequently / For example,

Secondly,

As a result,

Finally,

… , such as …

Это, по сути, план второго абзаца. Сначала высказываем свое мнение (In my opinion,), потом называем первый аргумент (First of all,) и подкрепляем его следствием (Consequently) или примером (For example,). Далее идет второй аргумент (Secondly,) и его результат (As a result,). Наконец, приводим третий аргумент (Finally,) и пример к нему (… , such as …).

Переходим к третьему абзацу. В нем нам необходимо представить противоположную точку зрения и объяснить, почему люди так думают. Здесь возможны такие выражения:

On the other hand, some people believe that …/ However, other people believe …

They say that …

… , so / because …

Besides,

В четвертом абзаце мы поясняем, почему мы не согласны со вторым мнением. Обратите внимание, что в этом месте нужно высказать именно свое личное мнение и аргументы в его пользу.

I strongly disagree with this statement, because …

Задача последнего абзаца – подвести итог и снова высказать свое мнение, перефразируя его.

Despite other people’s opinion, I still believe that …

2. Особенности наполнения и шаблоны для написания эссе

Теперь мы готовы начать писать эссе. Возьмем в качестве примера такую тему – Social networking technology is making young people more antisocial. Тема вам, безусловно, близка. Давайте подумаем, какие мы можем привести аргументы за и против и, таким образом, сделаем вывод, к какой точке зрения мы больше склоняемся. Ваши аргументы и их следствия могут выглядеть так:

takes a lot of time → miss a lot in real life online communication is shallow → cannot replace real confuse online popularity and real life popularity → problems in real life unhealthy → psychological problems

Теперь попробуем к указанным аргументам подобрать контраргументы. Здесь все немного сложнее, но можно возразить на первый пункт:

sites allow us contact with people from all over the world

3. Образец написания эссе

Итак, наши аргументы готовы. Теперь распределим их по абзацам. Последние три пункта, на которые мы не нашли контраргументов, пойдут во второй абзац, где мы высказываем свое собственное мнение. Наш единственный контраргумент пойдет в третий абзац, где мы высказываем противоположное мнение. А в четвертом абзаце мы не согласимся с предыдущим высказыванием, опровергнув его первым пунктом из списка «за».

Теперь мы готовы писать сочинение. В первом абзаце указываем проблему:

Рис. 1. Первый абзац эссе

Переходим ко второму абзацу и нашим аргументам:

Рис. 2. Второй абзац эссе

Третий абзац и контраргументы:

Рис. 3. Третий абзац эссе

Четвертый абзац, в котором мы возражаем вышеуказанному мнению:

Рис. 4. Четвертый абзац эссе

И, наконец, пятый абзац, заключение:

Рис. 5. Пятый абзац эссе

Теперь посмотрим, что у нас получилось:

Рис. 6. Эссе целиком

Рис. 7. Эссе целиком

Примерно так должно выглядеть ваше эссе. Готовьтесь, и у вас все получится.

Список рекомендованной литературы

1. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. Английский язык (базовый уровень). – Просвещение, 2012.

2. Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. Английский язык (базовый уровень). – Титул, 2009.

3. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Английский язык (базовый уровень). – Титул, 2010.

4. Музланова Е. С. 120 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. – АСТ, 2010.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Социальная сеть работников образования .

2. Английский язык для всех .

3. Anglyaz. ru .

Рекомендованное домашнее задание

1. с. 18-19 зад. 2.1-2.2 Музланова Е. С. 120 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. – АСТ, 2010.

2. Напишите эссе на заданные темы:

The best way to learn a foreign lang