Экзаменационные ответы для экономики

1. Ценообразование видов деятельности СКСТ

В условиях рыночной экономики цена - важнейший экономи¬ческий параметр рыночной среды деятельности туристского пред¬приятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка цена формиру¬ется под воздействием факторов, складывающихся на рынке неза¬висимо от предприятия, и в большинстве случаев является для туристского предприятия заданной.

Необходимыми условиями рыночного ценообразова¬ния являются:

• экономическая самостоятельность и свобода выбора поведе¬ния предприятий как собственников;

• коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования;

• содействие и защита договорно-контрактных отношений

• наличие конкурентной среды и преодоление монополизма;

• соотношение спроса и предложения на туристском рынке.

При ценообразовании предприятия выбирают одну из трех стратегий установления цены на продукт:

1. Можно продавать свой продукт по рыночной цене. Продажа товаров по такой же цене, как и у конкурентов, позволяет предотвратить снижение цен и, таким образом, цена покрывает предельные издержки.

2. Можно назначить цену, более низкую по сравнению с текущими рыночными ценами. При использовании данной стра¬тегии ценообразования для достижения успеха предприятие долж¬но убедиться, что спрос на продукт (услугу) эластичен.

3. Можно установить цену выше рыночной. Высокая цена должна быть обусловлена наилучшим качеством продукта, различ¬ными привлекательными выгодами или уникальностью продукта.

Изменяя цену, фирма может оперативно реагировать на изменение спроса.

Среди факторов ценообразования выделяются две большие группы - внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся - цели турфирмы, стратегия ценообразования, выбор фирм-партнеров и умелое сотрудничество с ними, качество турпродукта, затраты на формирование и продвижение турпродукта, стадия жизненного цикла турпродукта.

К внешним факторам ценообразования относятся - экономическая ситуация, цены конкурентов, соотношение спроса и предложения, сезонные колебания спроса, оценка потребителем соотношения между ценой и ценностью турпродукта, сезонность, география размещения туристских фирм, возможная реакция посредников, тип рынка, эффективность рекламы.

Цена на услуги туризма включает следующие элементы:

• стоимость сырья;

• текущие расходы на производство, реализацию и организа¬цию потребления услуг;

• косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, на¬лог на добавленную стоимость, акцизы);

• прибыль.

При разработке цен на турпродукт учитываются следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам: комиссия для оптовиков - туроператоров, которые разрабатывают прогр аммы и реализуют их самостоятельно или через посредников; розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператоров или сами бронируют гостиничные номера; комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей.

Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту. Таким образом, стоимость туристской путевки определяется по формуле

Где Ц - цена турпакета на одного туриста в рублях; И - себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора; Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг; П - прибыль туроператора в рублях;

С - скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет; К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет; Т - количество туристов в группе; Э - количество сопровождающих группу.

Кроме указанных выше особенностей ценообразования в туризме, следует помнить следующее:

- цены на определенные виды услуг туризма не входят в стоимость турпакета

- чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;

- цена тура зависит от возрастного состава туристов;

- прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат. Калькуляция - это определение стоимости одной единицы услуг или товара.

Смета расходов турфирмы по отправке туристов: перелет, проживание; услуги фирмы 10 % от величины расходов; прибыль фирмы - 10 % от величины расходов. Приведенный пример показывает, что на долю отправляющей туристской фирмы приходится лишь 16,7 % общей стоимости тура.

Методы ценообразования:

- ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции;

- ценообразование с ориентацией на спрос;

- ценообразование на основе издержек (затратный метод).

2.Понятие аккредитации количественные и групповые аккредитационные критерии и показатели

Аккредитация - процедура, в ходе которой аккредитационный орган официально признает право юридического лица на выполнение работ в определенной сфере. Цели аккредитации просты: во-первых, обеспечивается доверие к аккредитованным организациям и их деятельности, во-вторых, в торговле устраняются технологические барьеры. И в-третьих, в результате аккредитации защищаются интересы потребителей в вопросах качества продукции или услуг.

Аккредитуемые Организации должны отвечать следующим требованиям:

• наличие свидетельства о государственной регистрации;

• наличие лицензии и сертификатов, если они необходимы для осуществления заявленной деятельности;

• наличие реального опыта в заявленной деятельности (не менее 2-х лет) и положительных отзывов партнёров и клиентов.

Процедура аккредитации:

• прием документов на аккредитацию;

• экспертиза документов;

• изучение деятельности организации;

• рассмотрение вопроса;

• принятие решение об аккредитации или мотивированном отказе;

• в случае положительного решения - регистрация и выдача Свидетельства об аккредитации;

• инспекционный контроль аккредитованной Организации.

Аккредитация может быть постоянной и временной.

В Российской Федерации аккредитация осуществляется Национальным органом аккредитации.

Заявителем на аккредитацию могут стать любые российские юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание получить оценку своей компетентности в определенной области аккредитации и подавшие в Национальный орган по аккредитации заявку и необходимые документы, содержащие достоверную и достаточную информацию для оценки их готовности к аккредитации.

       

Заявитель на аккредитацию может быть аккредитован для выполнения работ в определенной области аккредитации по оценке соответствия, если он соответствует критериям аккредитации.

Критерии аккредитации, на основании которых оценивается компетентность субъектов аккредитации, установлены в Государственных стандартах Российской Федерации прямого применения Руководств ИСО/МЭК и нормативных документах. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к органам по аккредитации. На региональном и международном уровнях созданы механизмы равноправной оценки, благодаря которым обеспечивается соответствие функционирования органов по аккредитации требованиям настоящего стандарта. Те, кто прошел такую оценку, могут стать участниками соглашений о взаимном признании. Периодические повторные оценки обеспечивают постоянное соблюдение требований настоящего стандарта.

Регулирующие органы могут устанавливать набор требований для продукции и поставщиков.

• Оценка компетентности

• Оценка соответствия

Орган по аккредитации должен установить для каждой деятельности, связанной с процессом аккредитации, следующее:

• требуемые квалификацию, опыт и компетентность исполнителя и

• требуемую исходную и последующую подготовку.

Показатели для предприятий могут быть следующими:

• Содержание деятельности предприятия

• Качество создания товаров и услуг: организация производственного процесса; соответствие уровня производства требованиям государственных стандартов; система управления и контроля качества на предприятии; востребованность товара;

• Информационно обеспечение производственного процесса:

• Материально-техническое обеспечение производственного процесса: наличие специалистов, специализированных помещений, производственного оборудования и технических средств, необходимых для производства профессиональных товаров и услуг в соответствии с требованиями государственного стандарта; наличие повышения квалификации для работников.

• Социальная поддержка работников.

3. Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность - юридический термин, обозначающий все временно переданные лицу эксклюзивные нематериальные права. Прежде всего, термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами.

Основным Законом, регулирующим правоотношения в области интеллектуальной собственности, является Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая "Интеллектуальные права и средства индивидуализации".

Интеллектуальная собственность включает в себя две основных области - промышленную собственность, авторское право.

Виды интеллектуальной собственности

• Авторское право (отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие "произведения", означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме)

• Смежные права (Группа исключительных прав для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания)

• Товарный знак (система норм, которые устанавливают охрану обозначений, служащих для индивидуализации товаров или услуг)

• Промышленный образец (новое и оригинальное художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид)

• Патенты (система норм, которые устанавливают охрану изобретений, промышленных образцов путем выдачи патентов)

Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации:

• произведения науки, литературы и искусства;

• программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

• базы данных;

• исполнения;

• фонограммы;

• сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач;

• изобретения

• полезные модели

• промышленные образцы

• селекционные достижения

• топологии интегральных микросхем

• секреты производства (ноу-хау);

• фирменные наименования

• товарные знаки и знаки обслуживания;

• наименования мест происхождения товаров

• коммерческие обозначения

Право на результат интеллектуальной деятельности является нематериальным благом, которое для правообладателя является исключительным, что дает ему возможность беспрепятственно использовать РИД и защиту от недобросовестной конкуренции. Это право может быть передано другому лицу на платной основе или безвозмездно по усмотрению правообладателя.

Защита прав и законных интересов авторов, обладателей патентов и других обладателей прав на РИД осуществляется в судебном и административном порядке.

При оценке рыночной стоимости интеллектуальной собственности оценщик обязан использовать доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Комплексная охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности дает возможность монопольного использования продукции или услуги, индивидуализации производимых товаров и оказываемых услуг. Кроме того, объекты интеллектуальной собственности являются также и коммерческим инструментом.

Причины, по которым государства принимают национальные законы и присоединяются в качестве подписавшихся государств к региональным или международным договорам, регулирующим права интеллектуальной собственности, обычно обосновываются стремлением:

• посредством предоставления охраны создать побудительный мотив для проявления различных созидательных усилий мышления;

• дать таким создателям официальное признание;

• вознаградить творческую деятельность;

• создать хранилища жизненно важной информации;

• содействовать росту как отечественной промышленности или культуры, так и международной торговли, посредством договоров, предоставляющих многостороннюю охрану.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков