Глагол. Морфологические признаки. Особые формы. – русский язык, уроки

Тема: Глагол. Морфологические признаки. Особые формы глагола. Не с глаголами.

Цель: научить распознавать глаголы, его особые формы; вырабатывать умение определять грамматические признаки и его синтаксическую роль, повторить правописание НЕ с глаголами.

Ход урока

Орг. Момент. Актуализация опорных знаний учащихся. Вопросы: что такое морфология? Какие части речи вам известны? Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. Морфология - заимствованное слово. Часть его - логос - с греческого языка переводится как "наука, учение". Морфо - эта часть тоже из греческого языка и переводится как форма. Итак, морфология изучает различные формы слова. Занимаясь морфологией, вы узнали много интересного о жизни слов, принадлежащих к разным частям речи. Теперь мы поглубже ознакомимся с глаголом. Объявление темы и целей урока. А работу начнем с каллиграфии. Пишем большую букву "Г", потом "гл". Восприятие учебного материала. 1. Коллективная работа. Запишите загадку, определите, какая часть речи преимущественно употреблена в ней. Назовите глаголы.

Умывает всю округу,

Движется всегда по кругу,

Разгоняет всех прохожих,

Тосковать нам не велит. (дождь)

Фонетический разбор слова дождь.

2. Работа с учебником в группах. Вспомните изученное. Вопросы - ответы находят в учебнике. 1-я группа - определение глагола, 2-я - морфологические признаки, 3 -я - синтаксическая роль, 4-я - особые формы.

3. Назовите грамматические признаки данных глаголов и запишите: умывает (наст. вр., 3л, I спр.,ед. ч.), движется, разгоняет, тосковать.

4. Запишите предложения, подчеркните глаголы как члены предложения.

       

5. Не с глаголами. Правило.

Игра "Светофор": красный - раздельно, зеленый - слитно.

Негодовать, не рассказал, не вижу, не было, неможется, невзлюбить, не могу, ненавидеть, неволить, не люблю.

Вывод.

6. Физминутка.

7. Слово учителя. Глагол имеет особые формы: причастие и деепричастие. Причастие образуется от глаголов, соединяет признаки глагола и прилагательного, отвечает на вопрос какой?

Деепричастие образуется от глаголов, соединяет признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Почему? Когда?

8. Тренировочные упражнения.

VI. Итог урока.

- Что узнали о глаголе? Объясните товарищу, который не был на уроке.

Домашнее задание ( дифференцированное)