Импровизация как один из основных способов развития способностей музыканта – музыка, прочее

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Детская музыкальная школа" п. г.т. Благоево

Методическая разработка

Импровизация

как один из основных способов развития способностей музыканта

Подготовила

преподаватель Сизова Ю. А.

п. г.т. Благоево

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. Историческая справка……………………………………………. Методические указания……………………………………………………… Как легко научиться импровизировать……………………………………... Упражнения…………………………………………………………………… Используемая литература…………………………………………………….

Введение:

Цель разработки: показать на примере импровизации развитие музыкальных способностей музыканта.

Задачи: 1.Определение импровизации.

2. Освоение импровизационных "шаблонов"

3. Закрепление навыков импровизации

"Чтобы человек мог воспринимать красивое
в области слуховой или зрительной,
он должен сначала сам на­учиться творить".
А. В. Луначарский.
О народном образовании

"Современный метод преподавания музыки под­водит учащихся под одну мерку, убивает индивидуальность и не дает возможности сделаться чело­веку свободным и самим собой. В этом методе пре­подавания не обращают внимания на личность; есть только программа, общая для всех и совершенно равнодушная к духовным запросам обучающегося. Но не странно ли, что человеку, изучающему, по выражению Спенсера, язык человеческой души, не позволяют даже говорить на нем, а только застав­ляют вечно пересказывать слово в слово заученное, чужое, с теми интонациями, которые нравятся про­фессору". Так характеризовал К. Аргамаков метод музыкального воспитания, сложившийся к началу нашего века

Историческая справка.

Импровизация (лат. improvisus - неожиданный, внезапный) - это самый древний вид музыкального творчества, сочинение музыки прямо в процессе ее исполнения.
В европейской музыке искусство импровизации существовало многие столетия и лишь 200 лет назад уступило свои позиции исполнению по четко зафиксированной нотации.

Импровизация продолжала жить и развиваться в русле народной и джазовой музыки, а также во многих восточных музыкальных культурах, где она часто бывает единственной формой существования музыки.
Зародившись в глубокой древности, как основная форма бытия музыки, импровизация пережила свой "золотой век" в ХVI -ХVII веках, а затем, не без влияния развивавшейся специальной муэыкальной педагогики, начала постепенно сдавать свои позиции и к концу XIX века была практически изгнана из арсенала педагогических средств.

И только в XX веке, в период бурного расцвета коммуникаций, радио, звукозаписи, телевидения и, в связи с этим, широчайшего взаимопроникновения музыкальных культур разных стран и народов, среди которых импровизация является зачастую основной формой существования музыки, в период усиления поисков новых средств для стимулирования развития творческой индивидуальности каждого музыканта мы все чаще обращаемся к старому, но очень надежному средству - искусству импровизации.

       

В наше время многие музыканты чувствуют необходимость возрождать традиции музыкальной импровизации в русле академической музыки и в музыкальном образовании.

"Прихо­дится с сожалением констатировать,- пишет Я. Мильштейн,- что молодых исполнителей, зани­мающихся одновременно композицией, становится все меньше и меньше. Доводилось встречать превосходных музыкантов, способных с листа исполнить труднейшие сочинения и в то же время не умеющих ни одной ноты сыграть на слух. Довелось встретить и студен­та фортепианного факультета консерватории, не­плохого профессионала, который, однако, не сумел проаккомпанировать в разных тональностях песен­ку "Василек" (!) своему маленькому ученику… По­добные гримасы существующей системы музыкаль­ного воспитания исполнителей нельзя назвать случайными. Речь идет о явлениях типичных".

По-видимому, нужно согласиться с Я. Мильштейном в том, что в этой системе пропускаются какие-то важные ступени обучения. Что и говорить, без­радостно признавать, что среди музыкантов-профессионалов импровизировать умеют лишь единицы.

Но ведь так было не всегда! В XVII—XVIII ве­ках импровизировать (лучше или хуже) умели все. Музыкант клавирист должен был не только испол­нять чужие сочинения, но и экспромтом обрабатывать предлагаемые ему темы, сочинять всевозмож­ные фантазии, импровизировать генерал-бас, сво­бодно транспонировать3.

Какой же была система воспитания юного клавириста в упомянутую нами эпоху? Пожалуй, наибо­лее последовательно ее описал Г. Зорге в своем трактате по обучению импровизации. В трактате говорится, что юный клавирист должен:

"1. Знать музыкальные интервалы;

2. Знать и понимать, как строить все аккорды;

3. Знать и понимать тональ­ности;

4. Знать порядок следования аккордов;

5. Хорошо знать основные аккорды и отличать их обращения;

6. Уметь разрешать диссонансы;

7. Уметь модулировать из основной тональности в побочные;

8. Уметь сочинять фуги;

9. Знать душев­ные движения"4

Как видим, - семь первых пунктов из девяти сводятся к знакомству с элементарной теорией и гармонией. С него и начиналось обучение, причем оно носило - и это очень важно - ярко выраженный практический характер. Восьмилетнего учени­ка учили играть аккорды, их обращения, последо­вательности, доводя его игру до полного автоматизма (вплоть до исполнения сочинений, не глядя на клавиатуру). Это называлось "иметь в руках" данный прием соединения аккордов. Старинные музыканты вполне единодушны в том, что знание гармонии - основная предпосылка для умения импровизировать. Ж. Ф. Рамо, описывая сам "меха­низм" импровизации, говорит: "…в момент импро­визации за клавиром... свободно выбранными, най­денными звуками управляет инстинкт, опирающийся на отношения, лежащие в основе гармонии"5.

Помимо гармонии начинающий клавирист сразу же обучался и приемам мелодического варьирова­ния - украшению мелодии (не случайно И. С. Бах вписал таблицу исполнения украшений на самую первую страницу клавирной книжечки своего де­сятилетнего сына), причем эти приемы также за­креплялись в игре ученика до полного автома­тизма.

Значительное место в системе обучения клавириста занимало развитие навыков транспонирова­ния. Этому учили с детства, используя в качестве материала последования аккордов, изучаемые на занятиях по гармонии, а также несложные пьесы. С помощью транспонирования у начинающих планомерно воспитывалась свободная зрительно-слухо-моторная ориентация на клавиатуре. И, наконец, с детства ученику предлагалось освоить ряд фактурно-фигурационных формул, с тем чтобы извест­ные ему гармонические отношения между аккор­дами могли им произвольно оформляться в разных фактурно-фигурационных проявлениях.

Все упомянутое нами составляло фундамент обу­чения клавириста, не только не мешавший ему чи­тать с листа и музицировать по нотам, но способ­ствовавший развитию этих навыков.

Обратимся теперь к современной системе про­фессионального музыкального обучения. Оно начинается с изучения не практической гармонии, а нот и игры по нотам. Таким образом, получается, что исполнение заученных пьес базируется у начинаю­щего музыканта не на умении "говорить музыкой", а на знании отдельных элементарных "слов" - ин­тонаций с их обусловленными гармонией тяготения­ми. Гармония же изучается на последующих эта­пах обучения, к тому же в исполнительских клас­сах весьма поверхностно и - что самое главное - в отрыве от практики музицирования8. Студентов, как правило, не учат транспони­ровать, и в результате музыкант не способен как следует ориентироваться в тональностях, не знаком с приемами мелодического варьирования. Изучаются лишь некоторые примитивные фактурно-фкгурационные стереотипы (гаммы, арпеджио, аккорды), дав­но уже не отвечающие уровню развития музыкаль­ного языка. Удивительно ли, что в результате та­кого обучения у многих исполнителей слабо развит гармонический слух, а импровизировать умеют лишь единицы?

Занятия по импровизации приобретают особый социальный смысл: ДМШ и ДШИ готовят, в первую очередь, любящих музыку и достаточно хорошо в ней разбирающихся (то есть - квалифицированных) слушателей. Для значительного числа из выпускников ДМШ и ДШИ музыка, не став основной специальностью, останется их любимым увлечением, а практические навыки, приобретенные ими в процессе обучения импровизации, помогут подобрать мелодию полюбившейся песни, быстро "придумать" к ней аккомпанемент, свободно музицировать в кругу семьи или других любителей и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков