История жизни и творчества Златовратский Н. Н

ЗЛАТОВРАТСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1845-1911), русский писатель. Родился 14 (26) декабря 1845 во Владимире в семье письмоводителя канцелярии, предводителя дворянства - выходца из среды духовенства (дед Златовратского - дьякон Николо-Златовратской церкви во Владимире). В 1864 окончил Владимирскую гимназию, посещал землемеро-таксаторские классы. Участвовал в обмере земель во время Крестянской реформы 1861, в проведении которой активное участие принимал его отец, организатор общедоступной городской библиотеки (1859). Помогая отцу, Златовратский приохотился к чтению, еще гимназистом познакомился с произведениями В. Г.Белинского, Н. А.Добролюбова, Н. А.Некрасова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, с "Колоколом" А. И.Герцена, выпускал рукописный журнал "Наши думы", сочинял стихи "и по Кольцову, и по Некрасову", "рассказы по Тургеневу и Помяловскому", а "по Островскому целую драму из народного быта в подражание его Грозе".

В 1864-1865 Златовратский учился на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1865-1866 - на механическом отделении Петербургского технологического института, который оставил из-за крайней нужды. В 1866 работал корректором в газете "Сын отечества". В 1866-1884, дебютировав рассказом Чупринский мир, выступал в журнале "Отечественные записки". Публиковал в "Искре", "Будильнике", "Неделе", "Русской мысли" основанные на жизненных наблюдениях очерки и рассказы, частично составившие первый сборник Сатирические рассказы мещанина - золотого человека. Кн. 1. Наши Палестины (1876, под псевд. Маленький Щедрин), представивший, в манере знаменитого сатирика, образы рядового обывателя, довольствующегося серым и, по возможности, сытым существованием человека "золотой середины". Также описывал жизнь рабочих стекольных заводов (Рассказы заводского хлопца, 1868-1870), типографских рабочих, крестьян, пришедших в столицу на заработки (проникнутый автобиографическими мотивами рассказ В артели (Из записок петербургского пролетария), 1876), городских низов (Предводитель золотой роты, 1876).

       

В 1872 после тяжелой болезни Златовратский вернулся во Владимир (с 1884 жил в Москве), работал над повестью Крестьяне-присяжные (1874-1875), выявившей характерную для него поэтизацию общинной жизни и мужицкой души, разрушаемых в пореформенной деревне, которую писатель живо, обстоятельно и тенденциозно (хищная "правда" дельцов новой формации, "необузданных деспотов", противостояла идиллическим персонажам хранителей патриархальной "чистой, любовной, мирной, устойчивой" старины) описал в романе Устои. История одной деревни (1880-1882). Не лишенные справедливости упреки в идолопоклонстве перед народом (в т. ч. со стороны В. Г.Короленко) не помешали широкому общественному резонансу "народоведческих" произведений Златовратского - как беллетристических (рассказы Авраам, 1878; Кабан. Рассказ моего знакомого, др. назв. Горе старого Кабана, 1880; Деревенский Король Лир, особенно остро и драматично показывающие процесс расслоения в деревне), так и публицистических (цикл очерков Деревенские будни, 1879; Очерки деревенского настроения, Красный куст. Страница деревенских будней, оба 1881), в которых писатель подчеркивал стремление крестьянства и в "новых формах" сохранить "традиционные начала". Именно Златовратскому принадлежит

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков