Календарный план по подготовке к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса в школах с казахским языком обучения

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса с казахским языком обучения. При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания.

Разделы

Тема

Кол-во часов

Примерные задания

1.

Фонетика

1.Звуки и буквы.

2.Слог. Ударные и безударные гласные.

3.Твердые и мягкие согласные.

4. Звонкие и глухие согласные. Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

5.Чередование согласных звуков.

1

1

1

1

1

Прекрасные и удивительные вещи лежат на витрине магазина, раскрытые готовальни, перочинные ножи, волшебный фонарь с красным глазом, микроскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат. Сколько великолепных, чудесных вещей! Но больше всего мне нравится настоящий футбольный мяч с резиновой красной камерой, кожаной покрышкой и кожаными шнурками. Я разглядываю его и думаю: «Хорошо бы вернуть детство и погонять такой легкий, как перышко, мяч!»

Задания к тексту:

1.В выделенных словах обозначить квадратными скобками гласные звуки.

2. Выписать из текста слова, в которых последний согласный корня был бы мягкий.

3.Указать слова, в которых только твердые согласные.

4. Определить количество звуков и букв в словах: письмо, мысль, ёлка, честный, праздник.

5.Фонетический разбор слова — «день».

2.

Лексика

6.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

7.Прямое и переносное значение слова.

8. Синонимы.

9.Антонимы.

1

1

1

1

1

Однажды ночью я проснулся от страшного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну за стеклами все было снежно и безмолвно. Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:

— Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г.Паустовский)

Задание к тексту:

1.Прочитайте текст и озаглавьте его.

2.Назовите слова, употребленные в переносном значении. Для какого стиля характерно такое употребление этих языковых средств?

3.Подберите антонимы к словам: Тишина, лежал, открыл, умер, застенчивая, медленно.

4.Подберите синонимы к словам: необыкновенный, беспокойный, большая, нарядный.

5.Назовите омонимы. Что они обозначают.

3.

Словообразование

10.Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

11.Окончание и основа слова.

12.корень слова.

13.Суффикс.

14.Приставка.

1

1

1

1

1

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Все ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла желтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои. Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтым живым огоньком.

       

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Все уснуло в лесу. Все готово к зиме. Только один листок упорно светиться в темном лесу.

Задание к тексту

1.Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля?

2.Выпишите вначале выделенные слова с основой, равной корню, а затем остальные.

3.Распределите слова на три группы – с основой, в которую входят: 1) корень и суффикс, 2) приставка, корень и суффикс. Обозначьте все части слова.

Гардеробщик, паркетный, привезут, грузчик, переписчик, переход, выбегут, пришкольный, безвредный, безголосый.

4.Разобрать по составу следующие слова: Черный, холодный, желтый.

4.

Морфология

15.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное.

16.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

17.Род имен существительных.

18.Число имен существительных.

19.Падеж имен существительных.

20-21.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе и во мн. числе.

22.Имя прилагательное как часть речи.

23.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

24.Прилагательные полные и краткие.

25.Изменение прилагательных по числам.

26.Глагол. Неопределенная форма глагола. НЕ - с глаголами.

27.Правописание –тся и ться в глаголах.

28. Виды глагола. Видовые пары.

29.Время глагола. Спряжение глаголов.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Внизу огорода, где р…стет капуста, вырыт колодец. Колодец как яма, только стенки его выл…жили камнем. Ближе к воде он порос мхом, покрылся мокрой плесенью. Сюда, в мох, выпрыгивают лягушки. Они тоже зеленые, и сначала я с трудом узнаю их. Мы с Галькой швыряем в лягушек комью. Лягушки появляю…ся все реже, взб…раются невысоко, жму..ся ближе к воде.

Задание к тексту

1.Выпишите слова, в которых нужно вставить буквы, обозначьте орфограммы.

2. Укажите вид выписанных вами глаголов.

3.Образовать от данных глаголов глаголы другого вида несу, швыряла, писала.

4.Морфологический разбор слова «растет».

5.

Синтаксис

30.Простое предложение. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.

31-32. Гласные члены предложения.

33-34.Второстепенные члены предложения.

1

2

2

Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий весёлый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски, таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят. Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а утчтиво приглашал их в актовый зал.

Когда ребята расселись, в зале погасли лампочки. В темном занавесе появился просвет, словно кто-то разрезал занавесе на две половинки. В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.

— Начинаем концерт! — громко объявил он.

Задание к тексту

1.Какими членами предложения являются выделенные слова.

2.Указать от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов.

3. Сделать синтаксический разбор 1,2-го предложений.