Компетентностная педагогика

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на обще дидактический и методологический уровень. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в общем образовании. Усиление внимания к данному понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума.

Выделяют базовые, ключевые и предметные компетенции.

Базовые компетенции видятся основой деятельности каждого человека, общества в целом. Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей: доброжелательный человек; заботливый член семьи; творческая индивидуальность; ответственный гражданин; здоровая и совершенствующаяся личность.

Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. Некоторые учёные относят к ключевым компетенциям информационную, коммуникативную компетенцию, компетенцию разрешения проблем.

Следует сказать, что по вопросу определения и перечня ключевых компетенций существуют различные точки зрения. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь согласования не всегда удается. Так, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

Изучать:

    Уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

    Запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

    Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

    Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

    Включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

    Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Компетенция — не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизованное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы. Кроме того, компетенция включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она задается (например, компетенция путешественника задается к таким атрибутам, как географические объекты, карты, транспортные средства и пр.). Для разделения общего и индивидуального в содержании компетентностного образования необходимо отличать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентности».

Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. То есть компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного обучающегося — от смысловых и мировоззренческих (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).

Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям, а предполагает наличие минимального опыта применения компетенции.

Выделяют следующие функции компетенций в обучении:

— являются отражением социального заказа на минимальную подготовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире;
— являются условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
— задают реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
— задают минимальный опыт предметной деятельности ученика, необходимый для его «оспособленности» и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
— имеют присутствие в различных учебных предметах и образовательных областях, т. е. являются метапредметными элементами содержания образования;
— позволяет связать теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
— представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и средства организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Те или иные составляющие «взрослых» компетенций формируются у ученика в период обучения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Пример: ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Содержание понятия «образовательные компетенции» представляет собой совокупность
Структурных компонентов компетенции:

— название компетенции;
— тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, предметная компетенция);
— круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
— социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
— смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
— знания о данном круге реальных объектов;
— умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
— способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
— минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
— индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

В содержании образования можно выделять Метапредметный (для всех предметов), Межпредметный (для цикла предметов или образовательных областей) и Предметный (для каждого учебного предмета) компоненты.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие.

       

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, созидательную направленность, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен обладать познаниями и опытом деятельности. Это современный образ общечеловеческой и национальной культуры; духовные, нравственные, этические основы жизни человека, отдельных народов, человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мировоззрение; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени).

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность способностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками позитивной социальной активности и гражданской ответственности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение школьных курсов; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов.

В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа: 1) определение ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение иерархической надпредметной систематики — «древа компетенций»; 3) проектирование ключевых образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления целей, содержания образования (образовательных стандартов) и образовательных технологий в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. Образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных.

Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы (образовательные области), получая всякий раз реалистичное, деятельностное, социально и личностно значимое воплощение. В результате удается объединить учебные предметы в единое целостное содержание, определив системообразующие элементы общего образования по вертикали отдельных ступеней обучения и горизонтали межпредметных связей. Образовательные компетенции оказываются системными характеристиками личностно ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика, проявляются в процессе его созидательной деятельности и выражаются в создаваемой им продукции.

Казахстанские учёные предлагают свой подход к классификации компетенций.

Межкультурная компетенция:

— сформированность представления о цивилизациях и культурах;
— знание мифов, легенд, преданий разных народов и этносов;
— наличие знаний по истории мировых религий;
— толерантность, сформированность чувства уважения к другим культурам, языкам, религиям;
— осознание важности взаимопонимания и сотрудничества между людьми разных национальностей.

Ценностная компетенция:

— осознание причастности истории своего народа и его культуры к всемирной истории, восприятие истории своего народа как составной части истории человечества;
— осознание необходимости уважительного отношения к истории и традициям своего народа, к правам и свободам человека, к существующим конфессиям, демократическим принципам общественной жизни;
— осознание уважения к культурным ценностям каждой религии;
— характеризовать основные элементы духовной сферы и связи между ними, взаимосвязь новаторства и преемственность в культуре, дифференциацию и интеграцию наук;
— сравнивать различные религиозные учения;
— интерпретировать соотношение понятий «культура» и «цивилизация», понятие «диалог культур», «основные направления культурной политики»;
— оценивать, исходя из внешних критериев общественную значимость искусства, роль культуры в регулировании деятельности человека в обществе;
— восприятие художественных произведений как памятников духовного развития человечества.

Учебная (интеллектуальная) компетенция:

— сформированность умения разбивать текст на эпизоды, составлять план, формулировать вопросы к тексту;
— умение сопровождать устное изложение материала с показом на карте;
— самостоятельное написание краткого сочинения (эссе) с использованием источников;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— сформированность умения критически относится к тому или иному аспекту развития общества;
— владение понятийным аппаратом;
— владение навыками работы с историческими источниками, картографическими и хронологическим материалом;
— уметь свертывать информацию в форме тезисов, конспектов;
— определять системообразующие связи предметов, явлений;
— Умение строить доказательство (опровержение) с использованием аргументов не противоречащих друг другу, логически рассуждать;
— сравнивать информацию посредством формирования графиков, диаграмм, таблиц, схем и т. д.;
— использовать методы аналогии, т. е. из сходства различных предметов, явлений в некоторых признаках формулировать заключение об их сходстве и в других признаках.

Коммуникативная компетенция:

— сформированность чувства уважения к нравственным ценностям общества;
— умение выстраивать свое поведение в обычной и неординарной ситуациях;
— сформированность навыков устного и письменного общения;
— осознание необходимости владения несколькими языками.

Социальная компетентность:

— умение разрешать конфликтные ситуации, правильно вести себя в обществе, умение работать в коллективе;
— готовность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
— владение элементарными представлениями об основных принципах деятельности в гражданско-общественной и социально-трудовой сферах;
— формирование навыков социальной активности и функциональной грамотности;
— сформированность знаний о политической и социальной жизни Казахстана.

Таким образом, компетентностное образование характеризуется целенаправленностью и целостностью. Образовательные компетенции ученика многофункциональны, они проявляются по мере необходимости в школе, в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Материал подготовлен Т. Л. Лахтиной Журнал «Мастер класса» № 3 2011

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков