Конспект непосредственно образовательной деятельности экспериментирование «Наша спутница – вода» с детьми старшего дошкольного возраста – дошкольное образование, прочее

Ход занятия. Воспитатель загадывает детям загадку о воде:

Мы говорим: "Она течёт",

Мы говорим: "Она играет".

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Дети, вы догадались, сегодня у нас речь пойдёт о воде. Вода - это самое распространенное и удивительное вещество в природе!

-А для чего нужна вода? (без воды цветы завянут; рыбы без воды погибнут; мыть посуду, полы, вытирать пыль,

стирать, мыть руки и лицо; могли пить и т. д.)

Воспитатель:

-Я хочу предложить вам поэкспериментировать с водой и приглашаю в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы) Правильно, проводят опыты, эксперименты. Представьте себе, что вы юные ученые. Наденьте фартуки! Вспомните, как нужно работать в лаборатории:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Скажите, какие свойства воды мы уже знаем.

Дети: - Вода не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса.

Воспитатель:-Правильно! А теперь давайте понаблюдаем за водой. (Воспитатель льет воду из лейки, из кувшина медленно, быстро)

Воспитатель- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: - Вода журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель:

-Вы сказали, что вода льется, течет. Значит, вода - жидкость.

Она не имеет собственной формы. Сегодня мы с вами откроем еще одну тайну воды. У вас на столе подносы с баночками, в которых находятся разные вещества. Будьте внимательны! В одной баночке находится сахар, в другой - соль, мука и в последней - песок.

Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться): нюхать их нужно осторожно, ладошкой направляя запах в сторону от стакана: вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути.

Воспитатель:

-Обратите внимание, у вас на столе находятся кувшины с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и хорошо размешайте ложкой.

Самостоятельная работа детей (размешивание соли в воде).

Воспитатель:-Что случилось с солью?

Дети: - Соль растворилась в воде.

Воспитатель:

-Послушайте загадку

Он с жадностью пьет —

А не чувствует жажды.

Он бел —

А купается только однажды:

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу...

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут:

— Как жалко!..

А скажут:

— Как сладко! (Б. Заходер)

Как вы думаете, что мы будем растворять в воде? (сахар)

Что случилось с сахаром?

Дети :-Он растворилась в воде.

Воспитатель: - А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло с мукой?

Дети: - Мука тоже растворилась в воде.

Воспитатель: - Значит, соль, и сахар в воде растворяются. При этом какая вода в стакане?

Дети: - Вода в стакане прозрачная.

Воспитатель: - Верно! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в этом стакане?

Дети: - Вода мутная.

Воспитатель:

-Да, вода мутная, но ее можно очистить с помощью фильтровальных салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки воды, давайте проведем эксперимент.

Воспитатель показывает, как установить салфетку в воронку, затем вставить воронку в чистый стакан.

Воспитатель:

-У всех все получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу, будем лить мутную воду в баночку с фильтром. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:-Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: - Вода стала чистой.

Воспитатель: - Куда делась мука?

Дети: - Вся мука осталась на салфетке.

Воспитатель:

- Ребята как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? (в чистой, прозрачной)

Давайте с вами будем рыбками (дети выполняют упражнение "Рыбка")

       

Вильнет хвостом дети изображают плавающую "рыбку"

Туда - сюда - выполняя волнообразные движения от себя

И рыбки нет, разводят руки в стороны,

И нет следа приподнимают по очереди то одну ногу то другую, и смотрят на пол

Воспитатель:

- Ребята, а вот некоторые рыбки любят прятаться в песке. Как вы думаете, вода растворит песок? Давайте проведем эксперимент. Что у нас получилось?

Дети: - Вода не растворяет песок.

Воспитатель:

-А что было бы, если вода растворит песок на дне реки?

(Дети отмечали, что в этом случае на дно реки нельзя было бы встать.)

Как вы думаете, а растительное масло может растворить вода? Давайте проверим опытным путем.

Воспитатель напоминает последовательность проведения опыта.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - Что произошло с растительным маслом?

Дети: - Вода не растворила масло, оно осталось на поверхности.

Воспитатель: - Сегодня вы на опытах определили некоторые свойства воды. Какую тайну воды вы открыли?

Дети: - Вода растворяет соль, сахар, муку, но не растворяет песок, растительное масло.( Дети рассказывают, как и к какому это выводу привело. )

Воспитатель: - А какая все-таки бывает вода? Предлагаю поиграть.

Игра "Какая бывает вода?". Дети встают в круг, воспитатель - перед ними с волшебной палочкой. Он задает вопрос и передает палочку одному из детей. Тот отвечает на вопрос "Какая бывает вода?" и возвращает палочку воспитателю. (Варианты ответов: минеральная, речная, водопроводная, родниковая, безвкусная, без запаха, прозрачная.)

Воспитатель: - Вода - самое удивительное вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.

Дети:

-Вода - жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель:

-Вода - добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А как это можем делать мы? (Высказывания детей)

Воспитатель: - Ребята, никогда вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.