Конспект открытого урока по литературе “Сказки Салтыкова-Щедрина”

Эпиграф к уроку:

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

А. В.Луначарский

Цель урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность и в наши дни.

Оформление: Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, выставка изданий произведений писателя, на доске эпиграф.

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать сказки "Вяленая вобла", "Дикий помещик", "Премудрый пискарь".

       

2. Подобрать синонимы и антонимы к слову "премудрый", объяснить смысл названия сказки "Премудрый пискарь".

3. Выделить в сказке "Дикий помещик" сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы и поговорки.

4. Выделить в сказке "Вяленая вобла" 1-2 приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы.

2. Давайте подумаем, что мы уже знаем о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)

3. На основе ответов составляем таблицу ЗХУ, которую заполняем на протяжении всего урока. (Первые две колонки заполняются сразу)