Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе: «Знакомство с буквой Щщ»

Цель урока: Познакомить со звуком [щ] и буквами Щщ.

Ход урока по русскому языку в 1 классе: «Знакомство с буквой Щщ»

Организационный момент.

Прозвенел урок. Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадь?

- Проверили? Садитесь.

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам, где живут сказочные герои и познакомимся с Емелей. (Слайд 1)

Сколько в этом слове звуков и букв? Почему звуков больше, чем букв?

Из какой он сказки?

Сегодня нас ждет встреча с этой сказкой.

-Что вы знаете о Емеле? (Он лентяй)

Почему?

(Показываю иллюстрацию к сказке « По щучьему велению» Слайд 2)

-Жил– был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды. Делать нечего, пришлось Емеле спуститься с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля, навстречу ему:

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Какой звук слышится в этом стихотворении чаще?

Физминутка.

- Сейчас мы попробуем изобразить эти щенков. Выйдите из - за парт. Покажите, какие щенки маленькие. Присядьте. Колени обхватите руками.

Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.

- Покажите как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.

- Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.

Знакомство со звуком [щ]

Прибежал Емеля к реке, а что такое прорубь - не знаете. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду. Слайд 3)

Зачерпнул Емеля одним ведром– а там…(Щука Слайд 4)

С какого звука начинается это слово?

Произнесите этот звук несколько раз. Дайте характеристику этого звука.

(При произношении воздух встречает преграду, значит [щ] согласный.

При произношении слышится шум, значит он глухой. Звучит мягко.)

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

Знакомство с буквой Щ.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya. Direct. insertInto(132636, "yandex_ad", { stat_id: 2, ad_format: "direct", font_size: 1.2, font_family: "courier new", type: "flat", limit: 1, title_font_size: 3, links_underline: true, site_bg_color: "FFFFFF", title_color: "00CC00", url_color: "525253", text_color: "525253", hover_color: "0000CC", sitelinks_color: "00CC00", favicon: true, no_sitelinks: false }); }); t = d. getElementsByTagName("script")[0]; s = d. createElement("script"); s. src = "../../../an. yandex. ru/system/context. js"/"text/javascript"; s. async = true; t. parentNode. insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

-Емеля поймал не щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ], чтобы вы могли читать и писать слова. (Показываю буквы Щщ)

Зачерпнул вторым ведром, а там «...ука, ово…, товари..., …епка ». (Запись на доске. Слайд 5)

-Какой звук надо добавить, чтобы получились слова?

-Щука взмолилась: « Отпусти меня в прорубь».

А Емеля ей говорит: « Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».

- Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе.

Давайте поиграем вместо нее?

Только одно условие; в рифмованных словах обязательно должен быть звук [ щ].( Слайд 6)

Кепка-щепка, мука-щука, кит-щит, мель-щель, тетка - щетка, река – щека, венок-щенок.

Чтобы дойти до дома Емеле нужно составить схемы слов «ящик» и «клещи».

Ящик

       

Сколько звуков в слове ящик? Почему?

Клещи

- Попросила старуха - мать сварить щи? Что такое щи?

А что нужно взять, чтобы сварить щи?

Давайте вместе сварим щи?

У шипящей этой буквы

Щи и борщ кипят в котлах.

Сколько свеклы, сколько брюквы

И капусты на столах!

- О какой шипящей букве говорится в этом стихотворении? Что вы узнали о ней?

Чтение слогов и слов с новой буквой

- Буква щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. К каким гласным щ не подойдет, с кем она не дружит? (я, ю, щ, ы)

Чтение слогов ща щу щи ще щё

Теперь прочитаем слова с этими слогами. (Букварь, с. 132)

- Прочитайте слова, где 1слог; 2 слога. Какое слово осталось непрочитанным.

(Овощи – 3 слога)

-Где помогли Емели овощи? Найдите в тетради и подчеркните названия овощей, необходимых для приготовления щей.

-Вышел Емеля подышать свежим воздухом, да ноги размять.

Физминутка

- У крылечка Емели сидит маленькая собачка – детеныш.

Как сказать по-другому?

Расскажите, каким мог быть этот щенок? (Маленький, пушистый, забавный, игривый, добрый). (Слайд 8)

-А вот послушайте, как пишут о нем в рассказе «Щенок». (Чтение текста)

- У кого щенок?

- Что ему дает Митя?

Что делает щенок с молоком?

Слушание музыки.

- У Юнги Морщ есть стихотворение «Огромный собачий секрет».

(Прослушать песню. Слайд 9).

- Как вы понимаете слова, «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?

- Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к ним, зависит подчас их жизнь.

Больно бывает видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастит, его выгоняют на улицу. Я надеюсь, что вы никогда так не поступите. И наш Емеля приютит щенка.

Знак с правилами написанием гласных после звуков «ч», «щ»

- Емеля очень любит слушать сказки, которые ему рассказывала старуха - мать.

(Включаю запись сказки)

Прочитать стихотворение – правило (Букварь с. 134)

-О чем в нем говорится?

(В буквосочетаниях ча-ща пишет а, в буквосочетаниях чу - щу пишется буква у.)

Запишите эти буквосочетания в тетрадь.

Итог урока.

Ребята, о чем мечтает Емеля, лежа на печи?

Какие его мечты сбылись? (Ведра сами пришли в дом – водопровод, средства передвижения).

- Мечта может стать реальностью, а для этого нужно стараться, быть внимательным и хорошо учиться.