Конспект первого урока для Дня Знаний “Семья, семейные ценности и Я”. – классному руководителю, мероприятия

Тема: Семья, семейные ценности и Я.

Цель: Раскрыть отношение учеников к семейным ценностям. Создать комфортную обстановку для диалога. Раскрыть истинность понятия семейная ценность через отношение детей к этому понятию.

Задачи:

Формирование своего положительного отношения к семейным ценностям-реликвиям; Формирование правильного отношения к семье, к её национальным обычаям и традициям, любви к родителям и родственникам. Воспитывать уважительное отношение к взглядам одноклассников и взрослых, уметь отстаивать своё мнение, активно принимать участие в диалоге. Формирование познавательного интереса. Формирование коммуникативной культуры.

Форма проведения: Беседа с элементами метода "мозгового штурма", создание синквейнов по теме "Семейные ценности".

Оборудование: Компьютер, проектор.

К уроку: Презентация. Марийский женский национальный костюм, вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотоальбомы, ватманы, фломастеры, карандаши, цветной мел.

Аншлаги: Что такое "синквейн"? Схема создания классического вида синквейна.

Класс разбить на три группы: Группа "+" - они ищут в разговоре только положительные стороны, группа "-" они всё отрицают (Негативное отношение ко всему). Группа "Эксперты" - делают выводы.

Ход урока:

1. Учитель: Здравствуйте! Снова осень, снова 1 сентября. И мы начинаем наш традиционный первый урок. И так как у нас сегодня "День Знаний", то и нам сегодня предстоит узнать что-то новое, необычное, но как ни странно предстоит увидеть и познать это что-то новое и неожиданное в давно знакомой нам теме "Семья и семейные ценности". Но позвольте мне сегодня прибавить в конце названия этой темы одно маленькое слово, но с огромным значением и смыслом - это ёмкое слово: Я.

Я - это личность, это взросление, это свои взгляды на будущую жизнь, на отношение к окружающему нас миру. Слово Семья дословно значит: "я - это мое тело, я - это мои мама с папой, я - это мои дедушка с бабушками…" - и так до седьмого колена. То есть, как минимум семь поколений генетического родства можно отнести в свое внутреннее пространство. Удивительно, не так ли? А ведь именно так формируется такое понятие, как Род, родовые устои и традиции, родовой и общинный уклад жизни.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Дети предлагают …)

Ответ детей: "Семья, семейные ценности и Я".

Учитель: Совершенно верно.

Для нашего урока я вам предложила необычно разбиться на группы. Каждой группе отводится своя цель, но прийти мы с вами должны к одной: ответить на тему нашего урока: Семья, семейные ценности и Я. Договариваемся: Говорим, никого не критикуя, только своё мнение или добавляя свою мысль по теме к вышесказанному. Отстаиваем свою точку зрения. Все сказанное на этом уроке (особенно группа экспертов) внимательно слушаем, анализируем и конспектируем интересные мысли для синквейна. Сегодня мне будут помогать двое: Аня и Алёша.

Учитель: С 2008 года мы с вами говорим о семье... Так что же такое семья?

( слушаем ответы учеников)

Аня: Я на доске пишу слово Семья. А вы, кто пожелает, на доске допишите слова, такие, чтобы они были связаны со словом семья. (Дети могут написать: дружба, счастье, богатство, клуб, дети, досуг, путешествия, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, злость, соперничество, друзья, соседи, бизнес,...).

Учитель: Совершенно верно. Взять можно все эти слова, и добавить ещё больше.

А теперь давайте объединим (устно) эти слова со словом Семья и посмотрим, что же получится: семья+дружба; семья+счастье; семья+богатство, семья+дети, семья+злость, семья+соперничество, семья+друзья, семья+соседи, семья+бизнес. Давайте выберем наиболее понравившиеся и посмотрим с разных точек зрения на эти сочетания: Группа"+" Вам слово. Слово группе "-",

Делаем синквейн по понятию "Семья".(2-3 минуты)

Выступление команд.(5 минут) Слово "Экспертам". (Дети знакомят со своими синквейнами).

Алёша: Сейчас мы посмотрим на слайд и посмотрим какие можно было бы ещё составить синквейны.(Слайд)

Примеры синквейнов на тему "Семья"

1.Семья.

Крепкая, дружная.

Сплачивает, объединяет, оберегает.

Семья - лучшая школа дисциплины.

Ребенок.

2.Семья.

Большая, богатая.

Воспитывает, развивает, формирует.

Дорожить ею нужно каждому.

Родители.

3.Семья.

Дружная, работящая, большая.

Поставляет, продает, принадлежит.

Ей принадлежит сеть продовольственных магазинов.

Бизнес.

Учитель: И небольшое отступление: Послушаем стихи о семье:

Когда появилось слово "семья"?

       

Когда - то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", - тихо молвила Ева - Я, я…

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на земле появилась семья.

Учитель: В прошлом году мы с вами затронули тему семейные ценности. Эта тема многогранна, о ней можно говорить сколько угодно. Так кто же мне скажет, а что такое семейные ценности? Что можно отнести к семейным ценностям?

(заслушиваем ответы детей). Ответы могут быть разными, а возможно и такими:

Семейные ценности - золото, богатство, самовар, свадебное платье бабушки, портрет родственника, семейная традиция (например, выезд на велосипедах по Марийскому краю), песня, вещь, письма, трубка, китель деда-фронтовика, медали, набор фантиков, открыток и т. д.).

Учитель: Откуда они взялись и почему мы ими дорожим?

Выводы делают дети.

Учитель: Значит семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Аня: Что хорошего таят эти семейные ценности и может ли быть возможным, что они могут быть рассмотрены и с плохой точки зрения? А теперь слово группам (+) и (-). Слово экспертам. Синквейн.

Учитель: (подводит разговор к выводу) В каждой семье свои ценности, а значит и подход к жизни у них разный: так как у них разные ценности в жизни. В некоторых семьях процветает доверие друг к другу, любовь, взаимопонимание, а в других на первом месте обогащение, зависть, стяжательство и даже ненависть.

Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку. На выставке представлены: марийский национальный женский костюм (дала на урок мама одного из учеников нашего класса), вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотографии-реликвии одной семьи, этим фотографиям почти 100 лет. И вопрос командам: Как связать все эти выставленные вещи с темой нашего урока?

Дети отвечают. Возможный ответ: Эти вещи могут быть чьими-то семейными ценностями? Что же в них такого ценного?

Слово командам:

Команда " +". Команда "-". Эксперты.

Алёша: А теперь посмотрим на экран: Вы видите возможный вариант синквейна о семейных ценностях на слайде:

Вещь

Памятная, необычная, моя, дорогая

Надеть, посмотреть, подумать, помечтать, осмыслить

Ценю то, что имею.

Семейная ценность.

Учитель: Мы закончили наше представление о семейных ценностях и о влиянии их на нашу семью, её уклад и счастье членов семьи. Помните об этом. С чем мы с вами согласились во время нашего урока: Синквейны экспертов, кратко без обсуждений.

Учитель: Понятие "семья" и "семейные ценности" мы обсудили, а причём тут Я? (предлагает посмотреть на тему урока). Слово моим помощникам.

Алёша: А теперь небольшой познавательный шаг: Нам уже многим по 14 лет. Замечательная пора взросления: Какую лепту внесёте мы в семейную реликвию, зависит только от нас самих. Что мы можем сделать такого, чтобы наши потомки вспоминали нас через "многие лета"?

Аня: Девочки могут вышивать рушники, которые пригодятся им, когда они выйдут замуж и подарят рушник своему мужу. Могут вышить или связать салфетки, которые останутся в семье надолго и будут радовать близких.

Алёша: Мальчишки могут приобрести какой-то навык в работе с инструментом, чтобы быть мастером на все руки, чтобы его семья ни в чём не нуждалась, чтобы в семье ему быть главой семьи, а жена только опорой.

Учитель: А я желаю вам всем выбрать свои ценности так, чтобы они привели вас в будущем к дружной счастливой семье.

Алёша: Посмотрим на слайд и запомним: Альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение — всё это относится к семейным ценностям.

Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков,