Конспект урока “Любовь матери” (по легенде Сухомлинского) – литература, уроки

Урок развития речи "Любовь матери"

(по легенде В. А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви")

Автор: Валитова Р. Р., учитель русского языка и литературы МБОУ "Шыгырданская СОШ №1"

Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле.

Оборудование:

1.Иллюстрации: Богоматерь Владимирская; К. С. Петров-Волкин. Мать; А. А. Дайнека. Мать. А. А. Пластов. Солнышко.

2.Тексты на столах. Легенда Сухомлинского

3.Эпиграфы (на доске)

4.Таблицы кластеров (пишутся на доске)

5.Презентации: "Мама - первое слово в каждой судьбе…"

"Наши мамы" (Фотографии со стихами мам учащихся)

Подготовительная работа: приглашение на урок Азизовой З. А., матери, рисковавшей жизнью ради спасения сына.

Эпиграфы:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

Ф. И. Тютчев

Душу мира - маму береги!

Р. Гамзатов

Структура урока.

1 фаза - Вызов интереса

2 фаза - Осмысление

3 фаза - Размышление над текстом методом "Дневника" (сначала индивидуальная работа, затем групповая, по микротемам.

- Составление синквейнов. Выводы по прочитанному.

- Расшифровка тайны названия текста.

- Проверка домашней работы (Заранее было дано задание: нарисовать символ матери.)

Ход урока

1 фаза - "Вызов"

На экране картинки - мамы с детьми.

Небольшая сценка (можно с мамами, можно с учащимися)

Входят мамы:

- Я помню ее руки. Они такие нежные и заботливые.

- Я помню ее взгляд. Он такой любящий и понимающий.

- Я помню ее походку, она такая неслышная и уверенная.

- Я помню ее…

- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой, милой, заботливой, любящей?

- Конечно, это МАМА. Женщина - мать… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенной, радостью и безграничной печалью. Умные и красивые, талантливые и преданные, они горели сами и освещали путь другим. Вот почему один из главных идеалов русской культуры, русского народа - это образ матери. Материнство - это жизнетворчество, это миссия, от рождения данная женщине. Каждая девочка в будущем становится матерью. Чтобы достойно пронести это высокое звание, нужно быть готовой к жизненному подвигу.

       

Каково же значение слова "мать"?

Кластер №1 Мать

Кластер №2 Черты характера матери

(при составлении кластеров могут участвовать и сами мамы)

О великой материнской любви, о ее безграничных возможностях, страдании, самопожертвовании мы говорили на уроках литературы, постигая смысл жизни матерей по произведениям А. М. Горького, Л. Н. Толстого, А. Н. Некрасова, С. А. Есенина… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре отношений, как не у наших писателей!

Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на свете. Но бывают случаи, когда мать предают, забывая о своем рождении, о своих корнях и истоках. О такой истории и повествует "Легенда о материнской любви" замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.

2 фаза - Осмысление (чтение легенды)

Вопросы:

1.Какие чувства вызвала у вас эта легенда?

2.На сколько частей можно разделить легенду? (определение микротем)

Далее учащиеся выписывают их текста ключевые слова, предложения, толкуют их в режиме "Тройного дневника"

Обобщения и выводы после рассуждения над текстом.

Учитель:

- Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более - предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, "споткнется" на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная - непрощение из-за опоздания раскаяния. В любви матери - наша опора. Любовь матери возрождает к новой жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее. Мать = это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь.

Коллективная работа в группах по микротемам.

1 группа: Любовь сына к красавице-жене. Что несет любовь? Оценка любви.

2 группа: Любовь матери.

Работа в подгруппах. Три сердца-символа (матери, сына, снохи)

1 - сердце снохи.

2 - сердце сына

3 - сердце матери

Выводы

Ученик читает стихотворение Сергея Островного "Мать"

- Как вы теперь понимаете, что такое материнская любовь?

- Ребята, сегодня у нас в гостях Мать. Мать, которая рискуя жизнью, хотела спасти своего сына. Ведь неважно, сколько лет ребенку. Для матери он всегда дитя.

Рассказ Азизовой З. А.

(вопросы учащихся)

Учащиеся исполняют песню "Прости меня, Мама".

- Значит, мама, тот человек, который никогда не предаст; который никогда не разлюбит и который всегда простит. Мы должны платить им тем же. И я надеюсь, что все вы любите своих мам и будете любить всегда!

Составление синквейнов

Расшифровка тайны названия

- Вернемся к нашей легенде. В самом названии кроется огромный смысл: слово "легенда" - возвышенное поэтическое слово, соединенное со словами "материнская любовь", усиливает идею текста: нет ничего на свете горячее, сильнее ее души. Душа матери - это сокровище, это источник нарождающихся на земле новых душ. Убереги, спаси и охрани частицы этой души, останешься жив ты и весь твой дом. Сохранив свою душу чистой, познаешь сущность вечной жизни на земле. Ибо душа не умирает, а живет вечно. Мать - источник души каждого человека. Она вливает в нее свое начало, тепло, свою мудрость и любовь.

Спасибо за урок!

(группа "Непоседы" песня "Мама)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков