Конспект урока на тему “Главные достоинства рыцаря” (Образ Тараса Бульбы в одноимённой повести Н. В. Гоголя). 7-й класс – литература, уроки

Цели: • обучающие: обобщить с учащимися материал по образу Тараса Бульбы; углублённо поработать над текстом повести, используя приёмы, стимулирующие вдумчивое перечитывание текста (информативный текст, анализ ключевых эпизодов, исценизацию, ролевое чтение); • развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, элементов театрального искусства, обобщения; • воспитательные: воспитывать в учащихся эмпатию (способность сопереживать, проникаться внутренним состоянием героя). Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Оборудование: тексты повести, медиапроектор, иллюстративный, дидактический материал. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? Н. В. Гоголь ХОД УРОКА I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Слово учителя — Для человека очень важно чувство Родины. Особенно важно сегодня для нас, украинцев. Любить Родину учат нас родители, учителя, художественные книги. Одна из них — повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». На что были готовы ради своего Отечества наши славные герои козаки? Об этом и поговорим на уроке. 2. Составление кластера (устно) ♦ Создадим моральный портрет козака. Какие черты характера присущи козакам? ♦ Можно ли назвать Козаков рыцарями? (Частично: шпаги (сабли) есть, дамы нет.) ♦ Кого из героев гоголевской повести можно считать настоящим рыцарем? II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Викторина «Поймай мячик» (Вопросы викторины — домашнее задание одного из учащихся.) 1. Почему Тарас больше года не виделся с сыновьями? 2. Что, по мнению Тараса и других сотников, лучшая наука для молодого человека? 3. Сколько времени пробыли дома сыновья Бульбы? Почему? 4. Кто всю ночь накануне отъезда на Сечь не сомкнул глаз? 5. Кого автор называет «странным существом в сборище безжизненных рыцарей»? 6. Что дала мать своим сыновьям на прощанье? 7. Сколько людей ехало на Сечь вместе с Тарасом? 8. Каково главное занятие Козаков на Сечи в мирное время? 9. Как на Сечи называли куренного атамана? 10. Куда пошли в боевой поход козаки? Какую военную тактику они применяли? 11. О ком слова: «Чем не козак был?» — «Пропал бесславно, как подлая собака»? 12. О ком слова: «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью»? III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА 1. Запись в тетради темы урока Учитель. Сегодня мы соберём портрет личности главного героя повести — Тараса Бульбы. Задача: по ходу работы заполнять таблицу «Черты характера Тараса Бульбы». Черты характера Тараса Бульбы Положительные Отрицательные 2. Инсценирование эпизода «Встреча Тараса с сыновьями» ♦ Что можно сказать о характере действующих лиц по этой сценке? (Тарас: не любит попов, не воспринимает науку всерьёз, ценит силу и сноровку, рад сыновьям. Остап: самолюбив, прям и неуступчив. Мать: её мнение не в счёт, как отец решит — так и будет. Андрий — ?) 3. Наблюдение над текстом. Выразительное чтение и анализ фрагмента «Описание светлицы» ♦ Каково значение описания светлицы для со здания колорита времени? (Ценились чистота, красивая утварь — старый Бульба готов выпить с товарищами из красивых чарок, кубков; ценилось оружие — хозяин не прочь показать, что гордится добытым оружием, оно свидетельствует о его боевой удали.) 4. Работа над созданием портрета Тараса Бульбы 1) Работа с репродукцией картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ♦ Соответствует ли ваше представление о внешности Тараса представлению художника? 2) Словесное рисование ♦ Каким бы вы изобразили старого полковника? 3) Выразительное чтение фрагмента текста повести — портрета Тараса Бульбы ♦ Соответствует ли внешность героя его внутренней сущности? (Внешне — крепок, силён; внутренне — твёрд, решителен, упрям, честолюбив, жесток, справедлив до фанатизма.) ♦ Чего можно ожидать от такого прямого, «преданного козачьей вольнице» человека? (Решительных действий — всего того, что сделает Тарас дальше: поднимет Сечь в поход на ляхов, собственной рукой убьёт сына-изменника, обезумевший от горя будет зверствовать на польских землях.) 4) Художественное ролевое чтение фрагмента «Речь о товариществе» ♦ Какие слова Тараса, произнесённые перед войском, идущим на смерть, особенно трогают? ♦ Какие слова речи о товариществе звучат современно, злободневны и сегодня? (О пресмыкательством перед иностранным, о «сирости» — сиротстве и страдании народа.) ♦' Удалось ли вашему однокласснику передать душевный порыв старого полковника? 5) Анализ эпизода «Тарас присутствует на казни Остапа в Варшаве» и выразительное чтение от слов «
Они шли не боязливо, не угрюмо...» до слов «...его и след простыл» Учитель. Одним из самых страшных моментов жизни Тараса Бульбы было присутствие на площади в Варшаве, когда казнили его сына Остапа. ♦ Как реагирует отец на стоическое поведение сына? («Гордо приподняв очи»; «Добре, сынку, добре») ♦Почему Тарас отвечает сыну, несмотря на смертельную опасность? Чем были его слова для Остапа и его товарищей? (Поддержал сына и всех осуждённых на казнь дружеским словом.) ♦ Мог ли он смолчать? Как мы можем назвать поведение Тараса на площади? (Очень рискованным, ведь за его голову обещана большая награда.). (Демонстрируется иллюстрация Е. А. Кибрика «Смерть Тараса».) 6) Работа в группах. Просмотр фрагмента кинофильма «Тарас Бульба. От любви до ненависти» (2008) ♦ Составьте ряд вопросов по содержанию увиденного (не меньше трёх). Примерные вопросы ♦ Почему ляхам удалось схватить Тараса? ♦ Почему он вернулся за люлькой? ♦ Можно ли этот поступок считать безрассудным? ♦ Какую казнь придумали поляки козаку? ♦ О чём думал старый атаман перед смертью? ♦ Удалось ли ему из адского пламени помочь товарищам? 7) Анализ эпиграфа IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 1. Чтение учащимися заполненной таблицы «Черты характера Тараса Бульбы» 2. Выводы. Составление синквейна Пример синквейна Тарас Бульба. Прямой, решительный, фанатичный. - Действует, любит, ненавидит. Матёрый полковник верен козацкому призванию. Рыцарь. V. РЕФЛЕКСИЯ Интерактивный приём «Микрофон» «Сегодня на уроке я...» VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Опираясь на записи в тетрадях, на материал, рассмотренный на уроке, составить рассказ «О чём говорили козаки, вспоминая своего атамана».