Конспект урока на тему: ” Обучение устному ответу на проблемный вопрос (по повести А. С. Пушкина «Метель»)” – литература, уроки

Цели: обучающие

    обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание

развивающие

    развивать мышление, умение анализировать художественное произведение, создавать ассоциативные образы формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию

воситательные

    воспитывать такие личностные качества, как умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы

Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения

Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx, Г. Свиридов вальс "Метель"

Ход урока

I. Организационный момент Объявление темы и задач урока Снежинки - бонусные баллы (3балла)

II. Мотивация Чтение учителем собственного стихотворения об А. С. Пушкине

О Пушкине, наверно, все известно:

Он был поэт, писатель, дуэлянт!

Века проходят, а нам с ним интересно-

Не умирает, а живет его талант!

Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!

Он, как обычно, на дуэль явился,

Да сам уйти не смог, а увезли его!

Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,

И не ему решать, как долго в мире жить…

Но, уходя, он тайну всем откроет,

Как надо этот грешный мир любить!

Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…

Возможно, дорастем до Человека,

Который видел в Лукоморье чудеса! ( Л. А. Августович)

III. Актуализация опорных знаний

а) Что такое проблема? - значение в словарях

б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)

Словарная работа

Карточки "да-нетки"

Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена .если …воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? эта мысль пришла сперва в голову Марьи Гавриловны. Накануне решительного дня Марья Гавриловна собрала вещи, написала длинное письмо подруге, другое - своим родителям… и заснула крепким счастливым безмятежным сном На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием Друзья Владимира, из соседних помещиков, охотно согласились быть свидетелями у него на тайном венчании, восприняв все как веселое приключение и прежние гусарские проказы Владимир приехал в Жадрино к церкви…перед рассветом потому, что дорога Владимиру была незнакома, и ехать надобно было несколько часов Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А там все были испуганы отсутствием Марьи Гавриловны Родители Маши решили дать согласие на брак! Владимир был тяжело ранен под Бородином и умер в Москве, накануне вступления французов. Раненый гусарский полковник Бурмин, прибывший в отпуск в свои поместия, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны, абсолютно ничем её не заинтересовал Бурмин был влюблен в Марью Гавриловну, но не осмеливался сделать ей предложение из-за робости или гордости…. Бурмин, открывая свою тайну, оценивает свое поведение, как преступную проказу

IV Восприятие нового материала

Постановка проблемного вопроса: "Можно ли предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека?

       

Работа с учебником - чтение памятки "Как подготовить ответ на проблемный вопрос" - страница 102

Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г. Свиридов)

Физминутка - маленький танец снежинки (муз. Свиридова)

Проверка ассоциативных рядов (куст)

Какие связи и параллели возникают со словом метель? - Развитие творческого мышления

Экскурсия на выставке творческих работ учащихся - ученики-экскурсоводы делают краткий обзор рисунков учащихся по темам повести "Метель"

Групповая работа

Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?

Заполнение схемы - работа со слайдом

Работа со слайдом "Преступление и наказание" Решение проблемной ситуации

Ролевое чтение заключительной сцены повести "Метель" - учебник стр. 99-100

Слово учителя.

У каждого свой ответ на проблемный вопрос…

Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?

Работа по слайду Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.

И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей

Слово учителя. Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века

Наши герои оказались в самом начале новой жизни - это уже другая история

V. Итог урока Рефлексия - Мои открытия….

И Открытия учителя…Эти снежинки белые

Пусть станут для вас откровением,

Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….

Оценивание - сколько снежинок сегодня собрали?

VI. Домашнее задание

1. Записать в виде сочинения -миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока

2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М. Ю. Лермонтова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков