Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух-условие жизни на Земле»

Марченко Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов МАОУЛ №1 г. Апшеронска

Цель урока:

Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

А) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

Б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

В) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя:

- презентация к уроку, видеофильм «Атмосфера Земли» (3 мин 19 сек), компьютер, медиапроектор;

- стакан и сосуд с водой

Оборудование для учеников:

- карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)

- карточки – опоры для усвоения информации из видеофильма

- карточки с экологическими задачами

- карточки «тонких» и «толстых» вопросов

- баночки с водой;

- соломинки;

- учебник «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/

- УМК «Начальная школа XXI век»; Рабочая тетрадь «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/

Ход урока

1. Оргмомент (учащиеся сидят в группах по 4 человека).

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он такой большой,

Что занимает весь мир,

Он такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

(Воздух)

       

Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?

Учащиеся: Мы будем изучать воздух.

Слайд 1

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:

Слайд 2

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.

Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, поиск, анализ, сравнение, сопоставление.

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 ( проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

( в таблицу записываем «можно услышать»)

Слайд 3

Таблица: