Конспект урока по физике. Влажность воздуха – физика, презентации

Влажность воздуха

Тип урока - урок получения и применения знаний

Цели урока:

Узнать, какими физическими величинами характеризуется влажность воздуха. Измерить влажность воздуха в классном помещении. Научиться решать задачи на тему "Влажность" Научиться оценивать масштабы природных явлений.

Оборудование:

Самодельный психрометр на штативе. Психрометр. Психрометрическая таблица. Метровая линейка.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока "Влажность воздуха"

Вопросы классу:

    Что вам известно о влажности воздуха? Какие природные явления подтверждают о наличии водяных паров в атмосфере? Насколько важна роль водяного пара в атмосфере? Какой пар называют насыщенным?

Объяснение нового материала

Влажность воздуха характеризуется следующими физическими величинами:

Абсолютная влажность - содержание водяного пара в 1м3 воздуха (т. е. плотность водяного пара). Пример: .

А какое максимальное количество водяного пара может содержать воздух мы можем узнать из таблицы.

Таблица 1

Зависимость плотности насыщенного пара от температуры

t,0C

-5

0

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3,2

4,8

6,8

7,3

7,8

8,3

8,8

9,4

10,0

10,7

11,4

12,1

12,8

t,0C

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

30

50

100

13,6

14,5

15,4

16,3

17,3

18,3

19,4

20,6

21,8

23,0

30,3

83,0

598

Если в классе, то

Относительная влажность воздуха

Мы измерим относительную влажность с помощью прибора психрометра. Методом вопрос-ответ узнаем устройство и принцип работы психрометра. Психрометр используется только вместе с психрометрической таблицей.

Таблица 2

Психометрическая таблица

Показания сухого термометра, 0С

Разность показаний сухого и влажного термометра, 0С

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0

100

81

63

45

28

11

-

-

-

-

-

2

100

84

68

51

35

20

-

-

-

-

-

4

100

85

70

56

42

28

14

-

-

-

-

6

100

86

73

60

47

35

23

10

-

-

-

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

-

-

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

-

12

100

89

78

68

57

48

38

29

20

11

-

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

16

100

90

81

71

62

54

46

37

30

22

15

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

22

100

92

83

76

68

61

54

47

40

34

28

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

30

100

93

85

79

73

67

61

55

50

44

39

. По таблице

К доске вызывается ученик, остальные помогают.

А теперь мы можем узнать, чему равна абсолютная влажность воздуха в классе?

по табл. 1

Точка росы - температура, до которой необходимо охладить воздух, чтобы находящийся в нем водяной пар стал насыщенный.

. По таблице 1 узнаем, что при - для воздуха нашего класса. Точку росы можно измерить. Используют конденсационный гигрометр. Устройство этого гигрометра изучите самостоятельно по учебнику.

Для измерения можно применить волосной гигрометр. Работа волосного гигрометра основана на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности. Желающие могут изготовить этот прибор.

Решение задач

А теперь решим задачу.

       

1. Определим массу водяного пара в классе. Как решить?! Применяем формулу. Измеряем объем

2. Вычислить (оценить), сколько тонн воды содержалось в слое воздуха толщиной 5 км над г. Кумертау в нынешний жаркий летний день, приняв (низкая), t=300C. Считать, что площадь города с пригородами 200 км2 .

Много это или мало?

(Ответ: 15000000т.)

3. Сколько ж/д цистерн по 50 тонн потребовалось бы для такого количества воды?

цистерн. Много?

4. Какой длины получится состав, если взять длину вагона?

От Уральских гор до западных границ!

5. Сколько времени этот состав будет проходить мимо вас при скорости 50км/ч?

Не верите? Тогда проверьте расчеты дома еще раз!

Таковы масштабы природных явлений!

Сколько воды было над г. Кумертау с пригородами в это засушливое лето?

А можно ли было взять эту воду из атмосферы?! Чтобы ответить на этот вопрос, надо узнать еще очень многое по теме "Влажность воздуха". В заключении предлагаю темы исследовательских работ.

Приложение к уроку

Влажность воздуха

Таблица 1

Зависимость плотности насыщенного пара от температуры

t,0C

-5

0

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3,2

4,8

6,8

7,3

7,8

8,3

8,8

9,4

10,0

10,7

11,4

12,1

12,8

t,0C

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

30

50

100

13,6

14,5

15,4

16,3

17,3

18,3

19,4

20,6

21,8

23,0

30,3

83,0

598

Таблица 2

Психометрическая таблица

Показания сухого термометра, 0С

Разность показаний сухого и влажного термометра, 0С

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0

100

81

63

45

28

11

-

-

-

-

-

2

100

84

68

51

35

20

-

-

-

-

-

4

100

85

70

56

42

28

14

-

-

-

-

6

100

86

73

60

47

35

23

10

-

-

-

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

-

-

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

-

12

100

89

78

68

57

48

38

29

20

11

-

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

16

100

90

81

71

62

54

46

37

30

22

15

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

22

100

92

83

76

68

61

54

47

40

34

28

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

30

100

93

85

79

73

67

61

55

50

44

39

Задачи:

1. Определить массу водяного пара в классе.

2. Вычислить (оценить), сколько тонн воды содержалось в слое воздуха толщиной 5 км над г. Пенза в нынешний жаркий летний день, приняв (низкая), t=300C. Считать, что площадь города с пригородами 200км2

3. Сколько ж/д цистерн по 50 тонн потребовалось бы для такого количества воды?

4. Какой длины получится состав, если взять длину вагона?

5. Сколько времени этот состав будет проходить мимо вас при скорости 50км/ч?

Предлагаемые темы исследовательских работ:

Изготовить, настроить и отградуировать волосной гигрометр. Исследование зависимости времени установления правильного показания волосного гигрометра и психрометра. Возможный метод - переносить приборы из одного помещения в другое с разной температурой и влажностью. Как искусственно вызвать дождь и как, в случае необходимости, не допустить выпадения дождя. Как образуется град и можно ли не допустить выпадение града? Влажность воздуха и заморозки. Почему английский метеоролог Вильсон был удостоен Нобелевской премии по физике?