Конспект урока по русскому языку. День науки

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

развитие умения графически обозначать орфограмму на письме;

познакомить с устаревшими словами, фразеологизмами и значениями некоторых из них.

Оборудование: проектор, выставка словарей (устаревших слов, толковый, фразеологический, словообразовательный), рабочие тетради, ручки, карандаши.

Ход урока

I. Орг. нач. урока.

II. Языковая разминка.

- Прочитайте предложение (на доске).

- Спишите предложение, исправляя ошибки.

Катюша кивнула и принялась писать Давайте не будим ссориться! Лучше помиремся!

- Какие ошибки допустила Катюша?

- Почему в словах не будем и помиримся Катя допустила ошибки? Как называется эта орфограмма?

- Определите спряжение. Как нужно действовать?

III. Формулировка темы урока.

- Сформулируйте тему урока.

IV. Сообщение темы, цели урока.

V. Закрепление. Знакомство фразеологизмами.

- В русском языке есть слова и выражения, которые мы редко произносим, но они встречаются в нашей речи. Это фразеологизмы и устаревшие слова. С некоторыми мы познакомимся на уроке.

А) - Прочитайте фразу (на проекторе):

"Воды не замутит"

- Как вы понимаете эту фразу? Что значит "воды не замутит"? Кто-нибудь знает как она (фраза) называется? (Предположения детей).

- Ребята, это фразеологизм. Сравните ваши предположения. (Показ на проекторе значения данного фразеологизма)

"Воды не замутит" - очень смирный, кроткий, покорный. Сравните: мухи не обидит.

Далее на проекторе даны два примера с данным фразеологизмом:

1. Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, воду не замут_т!

(Некрасов "Зелёный шум")

2. Это моя-то Тасенька - преступница? Она и воды не замут_т, такая тихая, покорная.

• Задание: спиши одно предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение.

Б) - Прочитайте следующий фразеологизм.

"НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ"

(Успешно справиться с чем-либо, не оплошать)

- Как вы понимаете? Сравните. (Показ на проекторе).

Далее на проекторе дан пример с данным фразеологизмом и предложение.

Пример:

Похвалил его отец:

"Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно

Сослужил мне службу верно,

То есть будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом". (Ершов "Конёк-горбунок").

Предложение: Про него говорят: "Не удар_т в грязь лицом".

• Задание: спиши предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение.

В) - Прочитайте третий фразеологизм. Что значит "ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА"?

"ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА" Устар. Подкупить кого-либо, давать взятку

кому-либо.

Прочитайте пример:

"Похлопочи, чтоб скорей...Денег не жалей; где придётся колёса подмазать - подмажь, только поскорей ворочайся."

(Мельников - Печерский "В лесах").

Далее слайд с заданием:

       

Сравните пословицу:

Не подмаж_шь - не поед_шь.

• Задание: спиши пословицу, обозначь орфограмму, определи спряжение.

VI. Физминутка

VII. Закрепление. Знакомство с устаревшими словами.

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми устаревшими словами. (слайды)

А) Прочитайте пример:

"Там холёную доченьку

Обве_т ветры буйные,

Обгра_т чёрны вороны,

Обла_т псы косматые

И люди засме_т..."

(Некрасов "Кому на Руси жить хорошо")

- Все ли слова вам понятны? Значения каких слов у вас вызывают затруднения?

Обграять - встретить граем, то есть криком ворон.

Обграять граять грай (словообразование)

Холёная (доченька) - изнеженная лаской и теплом.

Пример с заданием:

"Там холёную доченьку

Обве_т ветры буйные,

Обгра_т чёрны вороны,

Обла_т псы косматые

И люди засме_т..."

• Выпиши глаголы, вставь пропущенную букву, обозначь орфограмму, определи спряжение.

Б) Прочитайте следующий пример:

"Иных времен, иных картин провиж_ я начало..."

- Значение какого слова у вас вызывает затруднения? (провижу)

Провидеть - предвидеть, представлять себе что-либо в будущем; разгадывать тайное.

провидение

Провидеть провидец провидица (словообразование)

• Как вы понимаете выделенное слово?

• Спиши предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение.

VIII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

- Назовите фразеологизмы. Как вы их понимаете?

"ВОДЫ НЕ ЗАМУТИТ"

"НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ"

"ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА"

- Назовите устаревшие слова. Каковы их понятия?

ПОДМАЗЫВАТЬ ХОЛЁНАЯ ОБГРАЯТЬ ПРОВИДЕТЬ

Оценивание

Домашнее задание. Упр. 290, с. 92

Литература

1. Русский язык/ Здравствуй Дядюшка Глагол/ Т. Г.Рик.

2. Школьный словарь устаревших слов русского языка/ Р. П.Рогожникова, Т. С.Карская.

3. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ А. Н.Тихонов.

4. Школьный толковый словарь русского языка/ А. А.Семенюк, М. А.Матюшина.

5. Школьный фразеологический словарь русского языка/ В. П.Жуков, А. В.Жуков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков