Конспект урока по русскому языку «Сочинение-рассуждение»

Урок Русский язык 11 "Б"

Программа государственная (базовый уровень). Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.

Тема: "Структура сочинения - рассуждения на основе предложенного текста".

Цели:

А) подготовка старшеклассников к выпускному экзамену по русскому языку в форме централизованного тестирования (выполнению задания типа С, то есть комплексному анализу текста и написанию сочинения - рассуждения в форме рецензии, отзыва или эссе);

Б) формирование понятия о важнейших ценностях человеческой личности: о любви и преданности к матери, об умении с достоинством относиться к низкому материальному положению родителей, об умении противостоять сверстникам для того, чтобы жить в ладу со своей совестью;

В) обучение интерпретации и рецензированию.

Задачи урока:

А) повторить материал об основных структурных звеньях сочинения - рассуждения и их роли в создаваемом тексте;

Б) вспомнить возможные варианты вступления и заключения сочинения на основе предложенного текста.

7. Оборудование:

А) магнитофон;

Б) музыкальные диски:

- Golden Hits Instrumental "Пан флейта";

- Игорь Крутой "...без слов..." Часть 2;

- Paul Mauriat 2. Шедевры инструментальной музыки;

В) карточки - структурные звенья сочинения - рассуждения;

Г) карточки - возможные варианты начала сочинения, размещенные на чистом полотне доски хаотично и повернутые к классу тыльной стороной вперемешку с карточками - структурными звеньями сочинения - рассуждения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

На фоне музыки (Golden Hits Instrumental "Пан флейта") звучит стихотворение Андрея Белого "Священный рыцарь".

Я нарезал алмазным мечом

Себе полосы солнечных бликов.

Я броню из них сделал потом

И восстал среди криков.

Белых тучек нарвал средь лазури,

Приковал к мирозлатному шлему.

Пели ясные бури

Из пространств дорогую поэму.

В первые годы XX века в Москве возник кружок "аргонавтов", руководителем которого был поэт - символист Андрей Белый, автор замечательных строк, прозвучавших ранее. Подобно героям древнего мифа, путешествовавшим на корабле "АРГО" в мистическую страну Колхиду за золотым руном, и героя м стихов поэта, отправлявшимся "за солнцем", нам предстоит побывать в удивительной стране знаний, чтобы вооружиться броней, которая предостережет от любых испытаний итоговой аттестации.

Если правильно выберем курс, то, возможно, и у нас получится удивительная поэма.

2. Определение темы, целей урока учащимися (репродуктивно -аналитическая работа с карточкам).

Двое желающих приглашаются к доске и поочередно переворачивают карточки, комментируя роль, место в создаваемой работе, примерный объем каждого звена, специфику. Они высказывают предположения относительно темы и целей урока. В течение нескольких минут на доске выстраивается композиция сочинения - рассуждения. Учащиеся определяют цели урока, тему (записывают тему на доске).

3. Знакомство с текстом М. Агеева (читает учитель).

- Курс определен, тогда в путь. Внимательно прослушайте текст М. Агеева и попробуйте определить тему, сформулировать основную проблему и догадаться о том, в чем пытается убедить читателей автор данной статьи.

Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать,...тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже 57лет), и с заметным волнением, как-то еще более усиливающим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.

Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне было и ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней.

- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, и я думаю - испугается, так вот - принесла.

Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице, ...хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало мне ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. Мать все также стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбив-шись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.

Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

4. Аналитическая работа с текстом.

- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?

о материнской любви и заботе;

о бедности и отношении к ней;

о предательстве, о малодушии.

- Попробуйте сформулировать основные проблемы текста.

отношение детей - подростков к постаревшим родителям;

о ценностях в жизни любого человека (подлинных и мнимых) - успех у товарищей дороже любви к матери;

предательство, отречение от матери;

проблема материнской любви.

- В чем же хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию.

сын стесняется своей матери, хотя понимает, что она беззаветно любит его;

сыну недостает мужества с достоинством относиться к своему материальному положению;

       

мать любит своего сына преданной и жертвенной любовью;

внешний успех у приятелей важнее истинного чувства к матери;

материнская любовь - истинная ценность;

герой рассказа - малодушный человек, зависимый от мнения окружаю-щих.

- Какой вариант вступления, по - вашему мнению, является самым подходя-щим к данному тексту?

через вопрос темы;

собственное мнение автора сочинения-рассуждения;

лирическое размышление.

- Как, на ваш взгляд, можно завер-шить творческую работу по тексту М. Агеева?

выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям, не малодушничая и не завися от мнения окружающих.

5. Творческая работа в группах.

А теперь поработаем в группах:

1 - ый вариант придумывает вступление к сочинению,

2 - ой - формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте М. Агеевым,

3 - ий - определяет авторскую позицию,

4 - ый - излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,

5 - ый - рассуждает об актуальности проблемы,

6 - ой - придумывает возможное заключение к сочинению.

Свои размышления запишите в тетрадь.

Звучит тихая, спокойная музыка (Игорь Крутой "...без слов..." Часть 2.)

В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.

6. Прослушивание коллектив-ной творческой работы.

Один учащийся ( по просьбе учителя) каждого варианта поочередно прочитывает созданный текст. Остальные внимательно слушают получившееся сочинение, фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.

7. Беседа с элементами анализа коллективной работы.

- Что, на ваш взгляд, было наиболее удачным в получившемся сочинении?

логичность, последовательность;

каждое звено композиции сочинения - рассуждения отражено в работе класса;

краткость, лаконичность.

- А что следовало бы подкорректировать?

Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочине-ния.

8. Формулирование вывода по уроку учащимися.

- Чему был посвящен сегодняшний урок?

- Каковы результаты нашей работы?

в очередной раз анализировался текст для того, чтобы в период итоговой аттестации в форме ЕГЭ удачно написать сочинение, избежав распространенных ошибок;

статья Агеева заставила задуматься о том, что обижая самых дорогих и любящих нас людей, мы порой не придаем этому серьезного значения, глубоко ранив их сердце, обрекая на страдания.

9. Аналитическая работа учащихся по созданию эпиграфа урока.

Тихо звучит мелодия - Paul Mauriat 2. Шедевры инструментальной музыки

- Дорогие ребята, вы самостоятельно определили тему и цели урока, определили важность каждого звена композиции сочинения - рассуждения, а теперь попробуйте предложить эпиграф к уроку, обосновав свою точку зрения.

Считаю, что в качестве эпиграфа могут быть использованы стихотворные тексты поэтов - символистов. Ведь за каждой их строкой сокрыто множество смыслов. Сегодня на уроке мы создавали коллективное сочинение-рассуждение, то есть - творили. Думаю, что стихотворение Валерия Брюсова "Творчество" вполне обоснованно можно было использовать в качестве эпиграфа.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко - звучной тишине.

Входит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Удивительно красивое стихотворение Андрея Белого "Священный ры-царь" также может послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Наша совместная работа получилась, как мне кажется, стройной, логичной и очень интересной. Ее вполне можно сравнить с "дорогой поэмой" " из пространств" А. Белого.

10. Домашнее задание: написать сочинение по тексту М. Агеева, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.

11. Оценки за работу на уроке:

за правильный и основательный комментарий темы, проблем, авторской позиции;

за яркие примеры в подтверждение собственного мнения и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков