Конспект урока по теме “Географическая оболочка. Этапы ее развития” 10 класс, социально-экономический профиль – география, уроки

Тема урока: Географическая оболочка, этапы её развития

Цель: Используя ранее полученные знания по ГО, раскрыть строение и этапы развития ГО.

Задачи: ученики должны называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке;

Ученики должны уметь: описы­вать этапы развития географической оболочки, составлять логические цепочки.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Добрый день, ребята!

Вы знакомы с че­тырьмя оболочками Земли. Запишите в тетрадях названия оболочек распределив их в виде ромба.

Земные оболочки взаимно проникают друг в друга и обмениваются веществами. Приведите пример: (В воздухе и воде, например, содержатся твердые частицы, попадающие в атмосферу и гидро­сферу при извержении вулканов или захватываемые с земной по­верхности ветрами и водами. В литосфере, в свою очередь, при­сутствуют воздух и вода)

Перемещаясь из одной оболочки в дру­гую, вещества в конечном итоге возвращаются в исходную оболочку. Так в природе возникают разнообразные круговороты веществ.

- Закончите схему в тетрадях (схему "Взаимодействие оболочек Земли")

атмосфера

гидросфера

НООСФЕРА

литосфера

биосфера

Сделайте вывод по полученной схеме.

(Таким образом, между оболочками Земли существует множе­ство разнообразных видимых и невидимых связей).

Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое, которое называется? (Географическая оболочка).

И так, тема урока? Географическая оболочка, этапы её развития

II. Изучение нового материала

Поставьте учебные задачи согласно теме:

- повторить составные части географической оболочки

- приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке

- выделить и описать этапы развития географической оболочки

Предлагаю вам прослушать информацию, которую подготовила нам Липина Алена.

Примерный текст ее выступления:

(Географическая оболочка — особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфер и ноосфера..

Некоторые оболочки входят в географическую оболочку целиком (гидросфера и биосфера), другие — лишь частично. Так, в географическую оболочку включают не всю литосферу, а только ее верхнюю часть, у атмосферы, напротив, только ее нижние слои.

Точные границы географической оболочки определить трудно. Верхнюю границу обычно проводят на высоте 20—25 км. Здесь расположен слой озона, который предохраняет живые организмы от губительного для них излучения Солнца. Сложнее определить нижнюю границу. В географическую оболочку включают верхнюю часть литосферы. Но до какой глубины? Если считать, что важнейший признак географической оболочки — наличие жизни, то нижняя граница проходит в слоях литосферы на глубине 5 км, где в нефтяных пластах обнаружены живые бактерии. Возможно, с ростом человеческих знаний о Земле нижняя граница будет проводиться глубже.

Таким образом, средняя толщина географической оболочки — около 40 км. В сравнении с размерами Земли она очень тонка.)

1. Что такое географическая оболочка?

2. Выбрать правильный ответ:

Географическая оболочка включает в себя:

А) всю литосферу, гидросферу и часть атмосферы;

Б) всю гидросферу, литосферу, часть атмосферы, биосферу, ноосферу;

В) всю гидросферу, часть литосферы, часть атмосферы, биосфера, ноосфера;

Г) всю гидросферу, часть литосферы, часть биосферы, ноосфера, атмосфера.

Вернемся к задачам, мы выполнили первую задачу? (да) У кого есть вопросы?

Тогда переходим ко второй задачи.

- Все оболочки Земли, составляющие географическую оболочку, связаны между собой сложными процессами круговорота веществ. (слайд 9)

Между оболочками Земли происходит сложное взаимодействие и непрерывный обмен веществом и энергией. (слайд 10)

- Давайте приведем примеры взаимодействия оболочек Земли, в географической оболочке опираясь на слайд.

Начну я, а вы меня поддержите.

       

(В ночь с 13 на 14 апреля 2010 года, природа вновь напомнила о своей мощи. Произошло извержение исландского вулкана Эйяфьяелоокудль. Оно привело ко многим неблагоприятным последствиям. Из-за пылевого загрязнения атмосферы закрыли многие авиационные маршруты. Температура в северном полушарии снизилась. Пришлось вспомнить, что вулканы влияют на климат больше, чем человек. Средние извержения выбрасывают парниковые газы, вызывающие повышение температуры. Мощные, взрывные извержения выбрасывают несметное количество пылевых частиц. Зависнув в верхних слоях атмосферы, они задерживают солнечные лучи и вызывают локальные, а при сильных извержениях - глобальные похолодания. Разные формы деятельности человека создают за год до 130 миллионов тонн пылевых частиц. Сюда можно добавить ту пыль, которая косвенно связана с деятельностью человека. Распашка земель активизирует эрозию почв и пылевые бури - процессы, которые, в принципе, идут и без человека. По существующим оценкам все прямые и косвенные действия человека приводят к образованию 350 млн. тонн пыли в год. В то же время упомянутый вулкан Эйяфьяелоокудль выбросил за первые трое суток в атмосферу более 140 млн. тонн пыли, не говоря уже о газах. Это больше, чем человечество создает за год.)

- Приведите другие примеры взаимного влияния оболочек Земли.

(Например, ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф. Разные минеральные вещества входят в состав живых организмов, населяющих оболочки Земли. Когда организмы отмирают, из их остатков образуются осадочные горные породы земной коры.)

- Составьте логическую схему, показывающую взаимодействие организмов с оболочкой, объясните свой ответ.

Работа в парах:

1.Взаимодействие организмов и атмосферы:

Слова на карточке: "растения", "кислород", "углекислый газ", "животные".

2. Взаимодействие организмов и гидросферы:

Слова на карточке: "моллюски", "кальций, растворенный в океанической воде", "известняк".

3. Воздействие организмов на литосферу:

- Слова на карточке: "остатки растений и животных", "почва", "бактерии", "кислород", "углекислый газ", "животные".

- Слова на карточке: "корни растений", "гранит", "щебень, песок, глина".

Проверить по слайду. 10

- Какие у вас возникли вопросы?

У нас осталась последняя задача "ВЫДЕЛИТЬ И ОПИСАТЬ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ"

- Таким образом, нам необходимо показать — прошлое и настоящее ГО. Географическая оболочка формировалась постепенно в результате длительного и сложного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. В ее развитии можно выделить 3 основных этапа.

Работа со слайдом 11. Что изображено на слайде? (этапы развития географической оболочки)

Проработайте дополнительный материал и заполните таблицу: Слайд 12

Дополнительный материал

Этапы развития географической оболочки Земли

Географическая оболочка - материальная система, образованная при взаимопроникновении и взаимодействии атмосферы, гидросферы, литосферы, живого вещества, а на современном этапе - и человеческого общества.

Этапы развития географической оболочки:

1) Геологический (Неорганический или добиогенный) 4,5 — 4 млрд. лет — 570 млн. лет назад - до появления жизни на Земле в этот этап сформировались литосфера, первичный Океан и первичная атмосфера. Он охватывает допалеозойское время в истории Земли (архейскую и протерозой скую эры). Это время становления географической оболочки и зарождения ее биологического фокуса. Первоначально существовало лишь два исходных компонента — горные породы и солнечная радиация, взаимодействие между которыми проявлялось в поглощении и отдаче горными породами тепла, а также в некоторой аккумуляции солнечной радиации поверхностными и, возможно, более глубокими слоями. Важнейшую роль в жизни планеты сыграло появление атмосферы и воды. В первичной атмосфере господствовали восстановительные условия, в ней преобладали водород и гелий при низком содержании кислорода и относительно высоком содержании углекислоты. Образование водяного пара могло осуществляться двумя путями: за счет выделения из недр и в результате реакции водорода с двуокисью углерода, который наряду с другими газами также выделялся из недр. С появлением воды (с низкой соленостью) возникают моря, океаны, внутренние водоемы, развиваются круговорот воды, эрозионно-аккумулятивные и другие процессы. Покров осадочных пород имел очень небольшую мощность. По-видимому, под действием солнечной радиации водяной пар разлагался на водород и кислород. Однако подавляющая часть кислорода тратилась на окисление аммиака в азот и воду и на окисление метана СН4 в СО2 и воду. Таким образом, свободного кислорода в атмосфере практически не было и окисления химических соединений не происходило. Жизнь в наиболее примитивных ее проявлениях возникла, очевидно, еще в архее, но воздействие ее на ландшафтную сферу и тем более географическую оболочку в целом было ничтожным. Даже к концу добиогенного этапа на суше обитали лишь бактерии и водоросли, поэтому ландшафтной зональности в современном представлении тогда не было, как и не было развитого почвенного покрова.

2) Биологический (Органический) 570 млн. лет — 40 тыс. лет назад - формирования и развитие биосферы преобразовавшей все существующие сферы Земли. Включает палеозой, мезозой и значительную часть кайнозоя (палеоген, неоген).Моря и сушу завоевывают растения и животные, состав и строение которых все более усложняется с течением времени. С начала палеозоя биологический компонент оказывает решающее влияние на состав и структуру географической оболочки. Благодаря живым организмам возросло содержание кислорода в атмосфере, более энергично пошел процесс накопления осадочных пород, сформировались почвы — этот важнейший компонент ландшафтной сферы. Жизнь, по словам В. И. Вернадского (1926), "теснейшим образом связана со строением земной коры, входит в ее механизм и в этом механизме исполняет величайшей важности функции, без которых он не мог бы существовать". С появлением жизни как формы существования материи зародилась полноценная географическая оболочка - сложная, качественно своеобразная материальная система.

3) Антропогенный 40 тыс. лет назад — настоящее время - современный этап развития географической оболочки, когда с появлением человеческого общества началось активное преобразование географической оболочки и возникновение новой сферы - сферы разума. Отвечает четвертичному периоду (антропогену, или плейстоцену и голоцену).В это время географическая оболочка Земли становится местом обитания — географической средой — человека, ареной его хозяйственной деятельности. За сравнительно короткий промежуток времени географическая оболочка оказалась под сильнейшим воздействием человека. Особенно большие изменения, связанные с деятельностью человека, произошли в структуре и строении ландшафтной сферы. Девственный растительный покров многих географических зон нарушен человеком или полностью замещен культурной растительностью; вследствие распашки земель резко возросли эрозионные процессы; плотины электростанций изменили режим рек.

- Проверка выполнения задания слайд 13.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

Этап

Время

Основные события

Геологический (Неорганический или добиогенный)

4,5 — 4 млрд. лет — 570 млн. лет назад

Формирование земной коры; раз­деление земной поверхности на материки и океанические впади­ны; возникновение атмосферы и гидросферы; зарождение и рас­цвет жизни в океанах

Биологический (Органический)

570 млн. лет — 40 тыс. лет назад

Образование озонового слоя; формирование современных атмосферы и гидросферы; рас­цвет жизни на суше; образование биосферы и почв

Антропогенный

40 тыс. лет назад — настоящее время

Появление современного челове­ка, нарастание его воздействия на природу

Слайд 14

- Географическая оболочка как целостная система формировалась и развивалась непрерывно под влиянием взаимодействия внешних и внутренних сил. В результате различные процессы, происходящие в ней, наслаиваются друг на друга и формируют современный неповторимый облик нашей планеты

III. Закрепление: Ребята в заключение урока

Вы получили групповое задание - чайнворд, поставьте перед собой задачу. (отгадать чайнворд)