Конспект урока по теме: “В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство” – литература, уроки

В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.

Цель: сформировать представление учащихся о раннем творчестве В. Маяковского, его новаторском характере.

Задачи:

Систематизировать представление учащихся о неоднородности русского футуризма; Формировать интерес к личности и творчеству В. Маяковского; Продолжать формировать умения учащихся выделять главное, сравнивать, анализировать.

Оборудование: сборники стихотворений, видеопроектор, раздаточный материал.

Тип урока -практикум.

Ход урока

Организационный момент.

В. В. Маяковский и футуризм. Дореволюционная лирика поэта

Вступительное слово учителя. Видеофрагмент.

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский ворвался в русскую поэзию начала ХХ века. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским.

Своеобразие ранней лирики М. Обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

Работа в группах.

1. Что общего между названиями манифестов "Пощечина общественному вкусу", "Садок судей" и стихотворений "Нате", "Адище города", "Послушайте", "Вам!"?

2. Каков характер взаимоотношений с читателем?

3. Прочтите и проанализируйте стихотворение "Нате".



1). Каков конфликт этого произведения?

Как развивает поэт традиционное в литературе противопоставление поэта и толпы?

Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта.

Какие художественные приемы использует для его выражения?

Как поэт относится к толпе? Подтвердите текстом стихотворения (1-2 строчки, 5-8 строчки, 11-12 строчки).

Как вы понимаете финал стихотворения?

4.Проанализируйте пункты 1и2 манифеста футуристов "Пощечина общественному вкусу" и пункты 3 и 10 манифеста "Салок судей".

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

       

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами ( Словоновшество ).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.400

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже

1912

МАНИФЕСТ ИЗ СБОРНИКА "САДОК СУДЕЙ II"

Сен 1, 2013 admin

Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в I-м "Садке Судей" и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и К°1, футуристов, — мы, тем не менее, считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.

Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь н а п р а в л я ю щ и е р е ч и. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и ф о н и ч е с к о й х а р а к т е р и с т и к е.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;

b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;

c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "само-письма".

6. Нами уничтожены знаки препинания, — чем роль словесной массы — выдвинута впервые и осознана.

7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.

8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер — живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках — всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

9. Передняя рифма — (Давид Бурлюк); средняя, обратная рифма (В. Маяковский) разработаны нами.

10. Богатство словаря поэта — его оправдание.

11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф и наоборот.

12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности — воспеты нами.

13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

Мы новые люди новой жизни.

Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Венедикт Лившиц, А. Крученых.

<1913>

В чем причина недовольства футуристов существующим языком? Что они называли произвольными и производными словами?

Найдите подобные слова в стихотворении.

"Адище города".

Как они образованы? Какую художественную функцию выполняют? За счет чего еще футуристы расширяют свой поэтический лексикон?

5. Проанализируйте пункт 1 манифеста "Садок судей".

Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях "Адище города" и "Вам"

6. Проанализируйте пункт 5 из сборника из манифеста "Садок судей"

Что такое метафора? Найдите примеры метафор в стихотворении "Нате".

7. Проанализируйте пункт 9 манифеста "Садок судей" и сопоставьте его со словами поэта из статьи "Как делать стихи?": "Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспоминать ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе… Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна, и уж, во всяком случае, до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки".

Какую роль поэт отводит рифме?

Прочитайте стихотворение "Послушайте".

Найдите рифмы В чём их необычность?

См. Рифмы у Маяковского бывают:

1) произвольные;

2) составные ("смотрел как - тарелка", "влип как - скрипка");

3) неточные ("послушайте - жемчужиной") и т. д

Сообщения учащихся о проделанной работе.

Выводы. Освоение новых тем в поэзии сопровождалось поиском новых средств выразительности, что привело поэта к революционному реформированию русского стихосложения. В. Маяковский прибегал к словотворчеству и нарушениям в области грамматики, оставаясь при этом в области русского языка, активно использовал метафоры и гиперболы, расширял поэтический лексикон за счет неологизмов, а также разговорной грубой лексики, экспериментировал с рифмами, размерами, строфикой.

Итог урока.