Конспект урока по творчеству А. И.Солженицына

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского языка.

Задачи:

1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:

Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Слово учителя:

Произведению А. И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был

Задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа "Щ-854(Один день одного зека)". Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал "Один день..." Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел "Одного дня..."?

У: Как пишет сам Солженицын замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

У: Иван Денисович Шухов - один из многих, попавших в лагерь. В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении потом в плену. Бежав из плена, он попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано "шпиону".Так и написали просто "задание".Шухова сильно избивали, и он решил подписать признание. Так Иван Денисович оказался в лагере.

У : Почему день, описанный в повести, кажется Шухову "почти счастливым"?

У: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие "счастливые события" происходят с героем?

У : Ив ана Денисовича не посадили в карцер. Он не попался на шмоне, купил табачку, не заболел.

У: Почему для рассказа автор выбрал именно "счастливый день"?

У: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять, остаться человеком?

У: Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой, не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь. Здравый смысл помогает ему выстоять.

У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?

У: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском, помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех "отец" от того, как " процентовку " закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

       

У: Шухову противопоставлены те, кто "не принимает на себя удар", "кто от него уклоняется".Это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли. Все работают на морозе, а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого "Война и мир" напоминает Шухов?

У: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно, эти два образа очень похожи. Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева, созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова, а 2 группа - характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ

Платон Каратаев Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость 1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота 2.честен

3.спокойствие 3.порядочен

4.умение приспособиться жить

В любых обстоятельствах 4.живет по совести

5.вера в жизнь 5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность 6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество

Т. к. он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки 7.работает много, добросовестно ;в труде -свобода

8.любовное отношение к миру без

Эгоистического чувства 8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание

И не сломаться, не утратить веры в жизнь 9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми -

С кем сводила его судьба 10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу

11.полное согласие с жизнью, внутренняя

Свобода 11.живет в согласии с собой, радуется малому, чувствует себя свободным в условиях несвободы

У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: Л. Н.Толстой и А. И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.

И Шухов, и Каратаев "вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа".

Вывод:

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем много деталей: бытовых, поведенческих, психологических, что говорит о мастерстве писателя.

Закончить урок я хочу цитатой ак. Д. Сахарова "Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости ...Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир".

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Перечитать рассказ Солженицына "Матренин двор".

2.Сопоставить этот рассказ с "Одним днем....."

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков