Конспект урока по химии на тему “Кислород. Оксиды горения” – химия, уроки

Урок химии в 8 классе

Тема урока: " Кислород. Оксиды. Горение".

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, продолжить

формировать учебно-воспитательные компетенции в рамках

изученной темы представить это в виде рекламы. : показать

навыки составления уравнений реакций и подбора коэффициентов

на основе закон сохранения массы веществ; закрепить навыки

работы с реактивами и лабораторным оборудованием, расширить и

углубить знания биологической роли кислорода.

Оборудование: карточки, прибор для получения

кислорода в разобранном виде, штатив.

Тип урока: игра КВН.

Класс делится на две команды, каждая команда выбирает себе капитана.

Команды получают заранее за неделю до смотра, следующие задания:

Придумать название команды, эмблему, девиз и представить это в виде рекламы. Каждая команда должна подготовить по 2-3 вопроса из пройденного материала для команды соперников. Представить рассказ, сказку или стихотворение о кислороде. Подобрать материал для экологического конкурса.

Приглашается жюри.

Ход урока

I.Вступление. Слово учителя. Стихи, посвященные значению кислорода.

II.Определение валентности. (Для определения очередности при представлении команды).

1. Р - I III, V 1. S - I II, IV, VI

2. Al - I, III, V, VII III 2. Ca - II, IV, VI II

3. Cl - III, V I, III, V, VII 3. Fe - II II, III

4. Na - III I 4. H - II, III I

Представление команды : название, девиз, эмблема.

III. Конкурсы.

1-й конкурс. Разминка.

Химический диктант по кислороду. Учащиеся получили листочки с номерами. Для 1-й команды -№ красные, для 2-й синие).

При записи ответов, на услышанные предложения, ответ должен быть - О, а если не подходят, ставится прочерк (-).

В промышленности получают из воздуха. Хорошо растворим в воде. Взаимодействует с простыми и сложными веществами. Применяют в качестве топлива. Сложное вещество. При обычных условиях бесцветный газ. Собирают вытеснением воздуха. Простое вещество. Газ, имеющий запах. Поддерживает горение. При t=-183oC превращается в жидкость. Необходим для дыхания.

Ответы: 1. О2 4. - 7. О2 10. О2

2. - 5. - 8. О2 11. О2

3. О2 6. О2 9. - 12. О2 (4 балла)

2-й конкурс - Конкурс химиков-знатоков.

Закончить уравнения реакций, указать тип реакции.

(Уравнения записаны на доске).

Для 1-йкоманды: Для 2-й команды:

a) N2 + … → NH3↑ a) MnO2 + H2 → … + …

б) Al(OH)3 → Al2O3 + … б) … + O2 → P2O5 (по 3 балла за

каждое уравнение - всего 6 баллов)

3-й конкурс - игра "Кто быстрее?"

По 1 человеку от команды выходят к доске.

Задание. Найти формулы всех оксидов, которые можно составить из записей на карточках. Число карточек равно числу оксидов.

1-я команда: Ca S O O2 C Al2 Mg O3 Fe2 N

       

Ответы: CaO, SO2, CO2 Al2O3, MgO, NO, NO2, Fe2O3, CO, FeO

2-я команда: какие формулы оксидов составлены на основании данных значений валентности неправильно:

FeO, Fe2O3, SiO4, SO3, NaO, Cl2O7, MnO4, Ag2O

Ответ: SiO4, NaO, MnO4, правильно - SiO2, Na2O, MnO2 (4 балла)

Предварительные итоги

4-й конкурс. Конкурс капитанов

Записать уравнение горения сложного вещества, если в результате образуются оксиды, указать признаки и условия данной реакции:

1-й капитан: H2S + O2 → 2-й капитан: С3Н8 + О2 → (2 балла)

Найти правильный выход из ситуации: по 1-му вопросу каждому капитану:

Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара и на нем загорелась одежда? Ваши действия?

Возник пожар на складе лесоматериалов, и вы находитесь поблизости. Ваши действия во время тушения пожара. (1 балл)

5-й конкурс -практический.

По 2 человека из команды: по жребию вытягивают конверты с заданием, затем1 выполняет задание, другой - записывает на доске соответствующие уравнения и формулы.

Задание 1.

Выберите из набора данных веществ оксиды. Разделите их на группы. Запишите на доске формулы, дайте им названия. Дайте определение оксидов. В каких агрегатных состояниях встречаются оксиды?

Задание 2.

Соберите прибор для получения кислорода, закрепите его в штативе. Какими методами собирают кислород? Почему? Из какого вещества получают кислород в лаборатории? Как определить кислород? (5 баллов)

Викторина для остальных учащихся - "Ты - мне, я - тебе".

Вопросы:

1.Какие природные оксиды человек широко использует в строительном деле?

2. Какой оксид используют для получения газированной воды?

3. Какую ошибку допустил ученик, сказав: "Фосфор при горении соединяется с

воздухом…"? Как надо исправить?

4.Тигель с горящим скипидаром опустили в сосуд с холодной водой, не

заливая воду. Горение скипидара прекратилось? Почему?

5. Какую степень окисления проявляет кислород в соединениях? (по 1 баллу за правильный ответ)

Предварительные итоги.

6-й - конкурс - Экологический

1-я команда. Стихотворение.

2-я команда - рассказ.

7-й конкурс. Домашнее задание.

Сказка или рассказ о кислороде.

8-й конкурс. Итоговый

"Дешифровщик" (из разбросанных букв составить слово - процесс выделения кислорода в природе).

ФОТОСИНТЕЗ

10 букв.

Подведение итогов:

а)сообщение общего счета. Награждение победителей;

б)Индивидуальное оценивание учащихся.

Выводы.