Конспект урока русского языка “Образование наречий” в 7 классе – русский язык, уроки

Тема: Образование наречий

Цели:

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий; развивать навыки морфемного разбора слов; развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся; воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент:

- приветствие;

-проверка готовность класса к уроку;

- психологический настрой;

- сообщение темы и цели урока.

Лингвистическая разминка.

Сканворд "Наречие". Найти "спрятанные" в клетках наречия.

Актуализация знаний. Работа по теоретическим вопросам (дид. материал):

- Какой частью речи является наречие?

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

- Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов "да" или "нет":

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

(коллективная проверка)

Синтаксический разбор предложения:

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

- Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

- Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места).

- Найти художественное определение, т. е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

Развитие речи.

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове "снег"? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда?) наступила долгожданная зима. _____ (где?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как?) и слепит глаза. _____ (где?) виднеется лес. _____ (когда?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как?), снежинки падают (как?), (когда?) кататься на лыжах, (где?) в небе проплывают, (откуда?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

       

Повторение правописания наречий.

Игра "Четвертый лишний"

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

Изучение нового материала. Повторение сведений по словообразованию. Устный опрос класса:

- Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

- Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

- Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный);

б) суффикса (суффиксальный);

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный );

- От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение основ сложение синонимов

Заполнение таблицы примерами. Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Образец:

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом)

Ø Ù

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом).

Закрепление. Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

Работа с фразеологическими оборотами. Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать - близко У черта на куличках - далеко Как снег на голову - неожиданно Жить душа в душу - дружно, мирно Пальчики оближешь - вкусно Работать спустя рукава - небрежно

Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

Развитие речи. Работа над этимологией слов. (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

- Как следует определять способ образования слова?

- Что на уроке показалось наиболее интересным?

- Что удалось выполнить лучше всего?

Домашнее задание: пар.30, прочитать правило, упр. 230, 239 Итоги урока, оценивание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков