Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание чередующихся гласных а–о в корне лаг-лож»

Цель: повторить знания, полученные ранее по фонетике, лексике, словообразовании, текстоведению (комплексное повторение); ознакомить учащихся с правилом выбора чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-лож.

Оборудование урока: мультимедийная установка, карточки, сигнальные ракетки с буквами А и О.

Ход урока русского языка в 5 классе: Правописание чередующихся гласных а –о в корне - лаг - лож

Организационный момент - 2мин.

Работа с текстом (комплексное повторение) - 10 мин.

Введение нового материала - 5мин.

Закрепление нового материала - 18 мин.

Подведение итогов, задание на дом - 5мин.

1.Организационный момент:

Приветствие, подготовка учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.

Слово учителя:

-Мы сегодня наш урок начнём с небольшого комплексного повторения, познакомимся с Правописанием слов с корнем - лаг-лож-, узнаем, как правильно выбрать чередующиеся гласные звуки в этом корне.

2. Работа с текстом.

- А сейчас смотрим на экран (слайд №1). (Чтение текста учителем)

Видел я восход солнца над р..дными п..лями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале в..ды отражаются звёзды. Под пение птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная р..са на лугах сияет алмазной россыпью. Расположившись на б..регу, жду р..ждения нового дня.

Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст? (описание)

- Какое время суток описано в тексте? ( рассвет)

- Какие слова вам помогли определить это? (восход солнца, поднимается солнце, роса на лугах, рождение нового дня).

- В каких словах заключается основная мысль текста? (рождение нового дня)

- Какие средства художественной выразительности употребляет автор?

( сравнение, эпитет, метафору, олицетворение).

- Один из способов объяснения лексического значения слова - подбор синонимов или антонимов, подберите синоним к слову сияет ( сверкает, блестит) и антоним к слову восход ( заход).

- Найдите слова, в которых буквы обозначают два звука (пение, сияет, россыпью и др.).

- Как образованы слова прохладная, алмазной, речкой? (суффиксальным способом). Какие ещё способы словообразования вы знаете?

- Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Проверяемые гласные в корне).

- А как же нам проверить Правописание безударной гласной в слове расположившись?

3. Введение нового материала

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya. Direct. insertInto(132636, "yandex_ad", { stat_id: 2, ad_format: "direct", font_size: 1.2, font_family: "courier new", type: "flat", limit: 1, title_font_size: 3, links_underline: true, site_bg_color: "FFFFFF", title_color: "00CC00", url_color: "525253", text_color: "525253", hover_color: "0000CC", sitelinks_color: "00CC00", favicon: true, no_sitelinks: false }); }); t = d. getElementsByTagName("script")[0]; s = d. createElement("script"); s. src = "../../../an. yandex. ru/system/context. js"/"text/javascript"; s. async = true; t. parentNode. insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

- Дело в том, что в словах с проверяемыми гласными в корнях одна и та же буква обозначает разные звуки. Например, слово п(а)лями и п(о)ле.

Есть ещё и слова, в корнях которых безударные гласные звуки обозначаются разными буквами. (слайд №2) (наблюдение по материалу)

- Как вы думаете, при одинаковом произношении в каких корнях пишется а, в каких-о? ( пишу букву А, если корень –лаг-, пишу букву О, если корень –лож-).

- Что ещё вы заметили? (после корня - лаг - всегда идёт суффикс А, а после корня –лож - его нет).

Сделаем вывод. Если после корня есть суффикс А, значит в корне надо тоже писать А.

       

- Посмотрим, как данная орфограмма обозначается графически (учебник с. 177, орфограмма №12)

4. Закрепление нового материала

А) ( слайд №3 «Приставки»)

-Образуйте Слова с корнем –лаг - - - лож- с данными приставками( по вариантам).

Вопрос к классу:

- У кого имеется глагол, который сочетается с существительным путь, а с существительными венок, помощь, взыскание? (запись словосочетаний в тетради, графически обозначаем орфограмму).

ФИЗМИНУТКА

Б) работа по карточкам (дифференцированное задание)

Зелёные карточки - для более слабых учеников, красные карточки – для средних учеников и синие карточки - для более сильных учеников.

(синяя карточка)

Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.

Пол…жение, изл…жение высказать, написать

Предпол…жение, прил…гательное просклонять, изменить

(красная карточка)

Вставьте пропущенные буквы; составьте с данными словосочетаниями предложения, графически объясните орфограмму.

Написать изл..жение; предл..жить искупаться; уменьшить сл…гаемое.

(зелёная карточка)

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.

Сл..гаемые числа, изл..жить содержание, распол..житься на ночлег,

Возл..гать обязанности, прол..жить лыжню.

В) Лексический диктант (узнайте слово по его лексическому значению, запишите его)

1.Прибавление одной цифры к другой ( сложение)

2.Название одного из чисел при сложении ( слагаемое)

3.Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

4.Устный или письменный пересказ текста (изложение)

Г) «Найди лишнее». ( слайд №4)

Д) Игра «О или А?» (Учитель читает слова, учащиеся поднимают сигнальные ракетки с буквами А или О)

Положение, предполагать, предложение, слагаемое, изложить, располагать, наложить, предлагать, разложить, изложение, расположиться.

5. Подведение итогов.

- Что нового мы сегодня узнали?

Домашнее задание. Стр. 177 (правило), упражнение 436