Конспект урока русской литературы по теме: ” М. В.Ломоносов. Особенности композиции, образы Елизаветы и Петра I в “Оде на день восшествия на престол…” – литература, уроки

Предварительная работа по сбору исторических и литературных материалов по данной теме, парная и групповая работа над творчеством Ломоносова, в особенности над содержанием его оды, способствовали творческому настрою учеников, установлению атмосферы доверия, взаимопонимания в классе и обретению каждым учеником радостного чувства от своего маленького открытия.

Тема: М. В. Ломоносов. Особенности композиции "Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны". Образы Елизаветы и Петра I в произведении. Цели: 1.Раскрыть своеобразие эпохи, в которой происходит становление поэта; определить своеобразие творчества Ломоносова, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова, познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения, ввести учащихся в художественный мир Ломоносова, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его поэтики, проследить за своеобразием композиции произведения и развитием образов исторических лиц в оде Ломоносова;

2.Формировать навыки по анализу текста художественного произведения, в процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев, закреплять умение собирать материал для характеристики героя; развивать логичность мышления, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать; развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение;

3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия М. В. Ломоносова, показать учащимся непреходящую ценность его од; поощрять стремление учащихся к наукам, познанию мира и себя.

Краткий план урока

       

I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний

II. Историческая разминка. III. Литературный парад

IV. "Понятийная разминка"

V. Сообщения:

1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.

2.Реформа стихосложения.

3. Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики. VI. "Литературное лото". VII. Объяснение нового материала VIII. Работа с текстом. Анализ "Оды …" IX. "Тонкие и толстые вопросы и ответы" .

X. Определение художественных особенностей оды.

XI. Выполнение творческих заданий XII. Итог урока. "Плюс-минус-интересно".

XIII. Домашнее задание.

XIV. Самооценка активности на уроке.