Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка

Содержание учебного процесса складывается из: 1) овладения учащимися определенной суммой знаний и комплексом умений; 2) отчета учащихся об овладении знаниями и умениями. Следовательно, представляется правомерным выделение особой группы методов учета и контроля в общей системе методов обучения русскому языку.

Контроль за усвоением знаний и формированием умений - важнейший этап учебного процесса, который позволяет констатировать объективный уровень знаний, умений и навыков школьников после изучения темы, а также выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе его изучения. Выделяются следующие функции контроля (контрольных заданий): собственно контролирующая, которая является основной; обучающая (осознание учащимся своих ошибок и причин их появления); воспитательная, которая проявляется в объективной оценке знаний школьников, а следовательно, и их учебного труда в целом.

В соответствии с содержанием обучения русскому языку в школе методы контроля делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний; 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

       

Знания в общей сумме сведений, изучаемых на уроках русского языка, рассматриваются прежде всего как основа сознательного формирования соответствующих умений и навыков. Без знания понятий, норм, языковых фактов нельзя научиться грамотно говорить и писать на родном языке. Следовательно, в процессе обучения учитель должен вести регулярный, целенаправленный контроль за их усвоением.

При организации проверки знаний необходимо учитывать, каким образом и в каком объеме изучается то или иное понятие в школе: путем формулирования правил (определений) или путем непосредственного применения термина к соответствующему языковому факту; способом указания на основные признаки понятия