Косвенная речь (утвердительные и отрицательные предложения)

На данном уроке мы познакомимся с понятием косвенной речи, а также на конкретных примерах рассмотрим особенности ее использования в языке.

Общая характеристика косвенной речи

Итак, косвенная речь – это способ передачи чужих слов, то есть мы пересказываем то, что уже сказал кто-то другой. (Рис. 1)

E. g. Учитель говорит: «Ты правильно делаешь задание». – Это прямая речь.

Косвенная речь вам понадобится, если вы захотите похвастаться этим соседу по парте. E. g. Учитель говорит, что я правильно делаю задание.

Рис. 1. Иллюстрация к теме урока

Передача утвердительных предложений

Как видите, значительных отличий в структуре между русским и английским языком нет за исключением того, что слово-связка that может опускаться как в устной, так и в письменной речи.

Мы рассмотрели пример, где вводное слово, т. е. «говорит»/«says», стоит в настоящем времени.

Если же вводный глагол будет стоять в прошедшем времени (said), то время глагола в придаточном предложении будет изменяться по принципу согласования времен:

Present Simple → Past Simple

‘I want to find a better job,’ he said. → He said he wanted to find a better job.

«Я хочу найти работу получше», – он сказал. → Он сказал, что хочет найти работу получше.

Present Continuous→ Past Continuous:

He answered “I amhaving a shower.”

Он ответил: «Я принимаю душ».

He answered he washaving a shower.

Он ответил, что принимает душ. (Рис. 2)

Рис. 2. Иллюстрация к примеру

will → would

‘I will send you a letter,’ he said → He said he would send me a letter.

«Я отправлю тебе письмо», – он сказал → Он сказал, что отправит мне письмо.

can→ could

“I can swim,” he said. → He said he could swim.

«Я умею плавать», – он сказал. → Он сказал, что умеет плавать.

Изменения обстоятельств времени и места, а так же местоимений в косвенной речи:

(этот) this → that(тот)

(эти) these → those(те)

(здесь) here → there(там)

(сейчас) now – then (тогда)

(сегодня) today – thatday (в тот день)

(завтра) tomorrow → the day after/the following day (завтра/на следующий день)

next week/month/year → the next/following week/month/year – на следующей неделе, в следующем месяце/году

yesterday → the day before/the previous day – вчера

last week/month/year → the previous week/month/year – на прошлой неделе, в прошлом месяце/году

Задания для самопроверки

Теперь закрепим полученные знания на практике. Для начала потренируемся вставлять местоимения по смыслу:

1. Mary said, ‘I want to go out with my friends.’

Mary said (that) _____ wanted to go out with ____ friends.

2. Bob said, ‘I will take my dog for a walk.’

Bob said (that) ____ would take ____ dog for a walk.

3. Andrew says, ‘My sister is coming to visit me next week.’

Andrew says (that) ____ sister is going to visit ____ the next week.

4. Mr Jones said, ‘I need to buy a present for my wife.’

Mr Jones said (that) ___ needed to buy a present for ____ wife.

5. Father said, ‘I want you to wash my car.’

Father said (that) ___ wanted ___ to wash ___ car.

Проверьте себя:

1. Mary said, ‘I want to go out with my friends.’

Mary said (that) she wanted to go out with her friends.

2. Bob said, ‘I will take my dog for a walk.’

Bob said (that) he would take his dog for a walk.

3. Andrew says, ‘My sister is coming to visit me next week.’

Andrew says (that) his sister is going to visit him the next week.

4. Mr Jones said, ‘I need to buy a present for my wife.’

Mr Jones said (that) he needed to buy a present for his wife.

5. Father said, ‘I want you to wash my car.’

Father said (that) he wanted me to wash his car.

Передача отрицательных предложений

В косвенную речь, также можно перевести отрицательные предложения.

E. g. «Я не хочу есть суп», – сказала Маша.

Маша сказала, что она не хочет есть суп. (Рис. 3)

‘I don’t want to eat soup,’ Mary said.

Mary said (that) she didn’t want to eat soup.

Как видите, все вышеуказанные правила соблюдаются, и сохраняется отрицание при глаголе.

Рис. 3. Иллюстрация к примеру

Say, tell, answer в косвенной речи

Если в словах, вводящих прямую речь, употреблен глагол to say без дополнения, указывающего на лицо, к которому обращаются с речью, то в косвенной речи to say сохраняется.

E. g. He says, "Mary will do it." – Он говорит: «Мария сделает это».

He says (that) Mary will do it. – Он говорит, что Мария сделает это.

Если же после to say имеется дополнение (обязательно с предлогом to, например, say to me), то to say заменяется глаголом to tell (далее дополнение без предлога to):

E. g. He says tome, "I know it." – Он говорит мне: «Я знаю это».

He tells me that he knows it. – Он говорит мне, что он знает это.

В английском языке глагол to answer (отвечать) редко используется для введения косвенной речи, чаще используют say.

E. g. She asks, “Who has my book?”

Она спрашивает: «У кого моя книга?»

He says, "I have your book."

Он отвечает: «У меня твоя книга».

She asks who has her book.

Она спрашивает, у кого ее книга.

He says that he has her book.

Он отвечает, что у него ее книга. (Рис. 4)

Рис. 4. Иллюстрация к примеру

Обратите внимание на то, какие изменения произошли в предложении при переходе в косвенную речь:

    Изменились знаки препинания. Изменилось местоимение. Изменилась форма глагола.

Все те же изменения будут происходить и в английском языке.

E. g. The teacher says: ’You are doing the task correctly’

The teacher says (that) I am doing the task correctly.

Личные местоимения

Вспомним личные местоимения. Эта тема очень тесно связана с темой косвенной речи, поэтому нелишним будет освежить ее в памяти.

Именительный падеж

Объектный падеж

I

me

you

you

he

       

him

she

her

it

it

we

us

you

you

they

them

А ты хорошо помнишь эту тему?

1. Look at they/them.

2. I/me am swimming.

3. Her/She has got a blue dress.

4. Give that ball to me/I.

5. Where is her/she?

6. Do you want to play with we/us?

7. He/Him isn’t coming to the party.

8. I/me have got a motorbike. (Рис. 5)

9. Listen to he/him.

10. Do you know she/her?

Рис. 5. Иллюстрация к примеру

Проверь себя:

1. Look at they/them.

2. I/me am swimming.

3. Her/She has got a blue dress?

4. Give that ball to me/I.

5. Where is her/she.

6. Do you want to play with we/us?

7. He/Him isn’t coming to the party.

8. I/me have got a motorbike.

9. Listen to he/him.

10. Do you know she/her?

Сдвиг во времени

Чтобы систематизировать свои знания по согласованию времен, обратите внимание на следующую таблицу.

From

To

Present Simple

Past Simple

Present Continuous

Past Continuous

Present Perfect

Past Perfect

Past Simple

Will

Would

Can

Could

E. g. He said, “I am a painter.” –> He said he was a painter.

Он сказал: «Я художник». –> Он сказал, что он художник.

She said, “I am doing my homework now.” –> She said she was doing her homework then.

Она сказала: «Я делаю домашнее задание сейчас». –> Она сказала, что делает домашнее задание сейчас.

They said, “We have just come back from the Browns.” –> They said that they had just come back from the Browns.

Они сказали: «Мы только что вернулись от Браунов». –> Они сказали, что только что вернулись от Браунов.

He said, “I read her article.” –> He said that he had read her article.

Он сказал: «Я прочел ее статью». –> Он сказал, что прочел ее статью. (Рис. 6)

Рис. 6. Иллюстрация к примеру

She said, “I will open the window.” –> She said that she would open the window.

Она сказала: «Я открою окно». –> Она сказала, что откроет окно.

He said, “I can play the guitar.” –> He said he could play the guitar.

Он сказал: «Я умею играть на гитаре». –> Он сказал, что умеет играть на гитаре.

Задания для самопроверки

And now let’s do some exercises to understand the topic better.

А теперь, закрепим тему упражнениями. Перепишите предложения в косвенной речи:

1. Tom says, ‘I have lost my keys.’

2. ‘I’ll type all the letters in the afternoon’, said Bella.

3. ‘I work in my garden every morning,’ said Mr Wilson.

4. ‘I don’t want to be here,’ Kate said.

5. ‘I will bring you my book tomorrow,’ Peter said.

6. ‘I can’t understand this rule,’ she said.

7. ‘I want to visit this museum,’ she said.

Проверьте себя:

1. Tom says (that) he has lost his keys.

2. Bella said (that) she would type all the letters in the afternoon.

3. Mr Wilson said (that) he worked in his garden every morning.

4. Kate said (that) she didn’t want to be there.

5. Peter said (that) he would bring her his book the following day.

6. She said (that) she couldn’t understand this rule.

7. She said (that) she wanted to visit that museum.

Список литературы

Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. – М: Дрофа, 2008. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. – Днепропетровск, 2007. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. – М: «Начала-Пресс», 1992. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. – М: Издатель Карева, 2005.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

CorrectEnglish. ru .

Образовательные ресурсы Интернета - Английский язык .

Native English .

Домашнее задание

Переведите следующие предложения в косвенную речь.

“I don’t watch the news,” he said. – ___________________________________________ “I’ve been to England twice,” says Sergei. – ____________________________________ “I am blind,” she said. –_____________________________________________________ “I don’t have a dog,” she says. – ______________________________________________ “I am not lying,” Mike said. – ________________________________________________ “This is my last bottle of water,” he thinks. – _____________________________________ He says, “I don’t agree with you, Mary.” – ______________________________________

Раскройте скобки, выбирая нужную форму глагола.

She realized that nobody (will come/would come). We understood that she (sees/saw) nothing. He said he (will arrive/would arrive) in some days. My mother was sure I already (have come/had come). I didn't know they (are/were) in the room. He said he never (has been/had been) to London. We wanted to know who (is singing/was singing) in the next room. I always thought he (is/was) a brave man. When I saw him, he (is working/was working). We know she always (comes/came) in time. She says she (has/had) a terrible headache. He said he (has not seen/had not seen) us for ages.