Косвенная речь (вводные глаголы: начальный уровень)

На данном уроке мы продолжим знакомиться с косвенной речью, а также выучим, какими еще глаголами может вводиться косвенная речь.

Вводные глаголы say и tell

Итак, косвенная речь – это способ передачи чужих слов, то есть мы пересказываем то, что уже сказал кто-то другой.

E. g. Mother said, ‘I want you to wash your hands before dinner.’ –>

Mother said that she wanted me to wash my hands before dinner.

Мама сказала: «Я хочу, чтобы ты помыла руки перед ужином». –>

Мама сказала, что хочет, чтобы я помыла руки перед ужином.

После подлежащего в первой части предложения мы можем использовать глагол say, если мы не знаем, к кому обращена речь или глагол tell, когда мы знаем, к кому обращена речь.

E. g. Mother said that she wanted to go shopping.

Мама сказала, что хочет сходить за покупками.

Mother toldme that she wanted to go shopping.

Мама сказала мне, что хочет сходить за покупками. (Рис. 1)

Рис. 1. Иллюстрация к примеру

Вводные глаголы, после которых используется инфинитив

Кроме этих двух глаголов косвенную речь могут вводить и некоторые другие.

Особенностью этих глаголов является то, что после них не нужно ставить глагол во временную форму. В таких случаях используются безличные формы глагола, т. е. инфинитив или ing-форма.

Рассмотрим вводные глаголы promise, refuse, offer. После них ставится смысловой глагол в неопределенной форме.

promise (обещать)

+ to do smth

refuse (отказываться)

offer (предлагать)

E. g. ‘I’ll be home early.’ – He promisedto be home early.

«Я буду дома рано». –> Он обещал быть дома рано.

‘No, I won’t wash the dishes.’ – He refusedto wash the dishes.

«Нет, я не буду мыть посуду». –> Он отказался мыть посуду.

‘Can I get you a cup of tea?’ – He offeredto get me a cup of tea.

«Можно угостить Вас чашечкой чая?» –> Он предложил угостить меня чашечкой чая. (Рис. 2)

Рис. 2. Иллюстрация к примеру

Предложения

В уроке мы упомянули с вами предложения с использованием модального глагола can.

E. g. Can I get you a drink? – Принести вам попить?

Иногда модальные глаголы в некоторых своих значениях имеют аналоги. Так, в данном примере вместо модального глагола can можно также использовать модальный глагол could и shall. При этом значение высказывания не изменится.

E. g. Could I help you with your bags? – Вам помочь с сумками?

Shall I give you a lift? – Вас подвезти?

Вводные глаголы, после которых используется дополнение и инфинитив

После глаголов advise, ask, beg, order, warn чаще всего ставится дополнение, а следом – неопределенная форма смыслового глагола.

advise (советовать)

me

Tom

+ to do smth.

ask(просить)

beg (умолять)

order(приказывать)

warn (предостерегать)

E. g. ‘You should stay in bed.’ – He advisedmeto stay in bed.

«Тебе следует оставаться в постели». – Он посоветовал мне оставаться в постели.

‘Please post this letter for me.’ – He askedme to post the letter for him.

«Пожалуйста, отправьте это письмо для меня». – Он попросил меня отправить это письмо для него.

‘Please, please listen to me.’ – He beggedherto listen to him.

«Пожалуйста, пожалуйста, выслушайте меня». – Он умолял ее выслушать его.

‘Don’t move!’ – He orderedmenot to move.

«Не двигаться!» - Он приказал мне не двигаться.

‘Don’t go near the fire.’ – He warnedmenot to go near the fire.

«Не подходи близко к огню». – Он предостерег меня не подходить близко к огню. (Рис. 3)

Рис. 3. Иллюстрация к примеру

Советы

Чтобы дать совет, в английском языке нужно использовать модальный глагол should.

E. g. You shouldstudy harder. – Тебе стоит учиться прилежнее.

Кроме глагола should для выражения совета также можно использовать глагол ought to, но после него обязательно должна стоять частичка to. Это является не характерным для модальных глаголов в целом, поэтому стоит обратить на этот глагол особое внимание.

E. g. You ought togo home. It’s very late. – Тебе стоит пойти домой. Уже очень поздно.

Вводный глагол suggest

Есть один особый вводный глагол suggest (предлагать). Отличается он тем, что после него, в отличие от всех других, ставится не неопределенная форма смыслового глагола, а форма с окончанием - ing.

Глагол suggest используется в тех случаях, когда мы вносим некое предложение на рассмотрение собеседника.

       

E. g. ‘Let’s have some tea.’ – He suggestedhaving some tea.

«Давай выпьем чая». – Он предложил выпить чая.

Рис. 4. Иллюстрация к примеру

‘Why don’t we go to Helen’s party?’ – He suggestedgoing to Helen’s party.

«Почему бы нам не пойти на вечеринку к Елене?» – Он предложил пойти на вечеринку к Елене. (Рис. 4)

Задания для самопроверки

Итак, теперь вы готовы тренироваться на примерах. Не забывайте, что правила логического изменения местоимений и обстоятельств времени по-прежнему в силе.

Переведите прямую речь в косвенную, используя вводные глаголы, изученные на этом занятии.

1. ‘Please get me a glass of water,’ he said to Jill.

2. ‘No, I won’t help you,’ she said to Jim.

3. ‘I’ll buy you something nice for your birthday,’ her mother told her.

4. ‘Don’t play near the road because it’s dangerous,’ he said to us.

5. ‘Would you like me to do the shopping?’ she asked.

6. ‘Please, please don’t leave me alone in the dark,’ she said to her parents.

7. ‘How about going to the cinema tonight?’ he said.

8. ‘Go to bed! Now!’ his father told him.

9. ’I think you should eat more vegetables,’ my mother told me.

Проверьте себя:

1. He asked Jill to get him a glass of water.

2. She refused to help Jim.

3. Her mother promised to buy her something nice for her birthday.

4. He warned us not to play near the road.

5. He offered me to do some shopping.

6. She begged her parents not to leave her alone in the dark.

7. He suggested going to the cinema that night.

8. His father ordered him to go to bed.

9. My mother advised me to eat more vegetables.

Сдвиг во времени

Чтобы систематизировать свои знания по согласованию времен, обратите внимание на следующую таблицу.

From

To

Present Simple

Past Simple

Present Continuous

Past Continuous

Present Perfect

Past Perfect

Past Simple

Will

Would

Can

Could

E. g. He said, “I am a painter.” –> He said he was a painter.

Он сказал: «Я художник». –> Он сказал, что он художник.

She said, “I amdoing my homework now.” –> She said she wasdoing her homework then.

Она сказала: «Я делаю домашнее задание сейчас». –> Она сказала, что делает домашнее задание сейчас.

They said, “We have just come back from the Browns.” –> They said that they had just come back from the Browns.

Они сказали: «Мы только что вернулись от Браунов». –> Они сказали, что только что вернулись от Браунов.

He said, “I read her article.” –> He said that he hadread her article.

Он сказал: «Я прочел ее статью». –> Он сказал, что прочел ее статью. (Рис. 5)

Рис. 5. Иллюстрация к примеру

She said, “I willopen the window.” –> She said that she wouldopen the window.

Она сказала: «Я открою окно». –> Она сказала, что откроет окно.

He said, “I canplay the guitar.” –> He said he couldplay the guitar.

Он сказал: «Я умею играть на гитаре». –> Он сказал, что умеет играть на гитаре.

Список литературы

Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. – М: Дрофа, 2008. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. – Днепропетровск, 2007. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. – М: «Начала-Пресс», 1992. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. – М: Издатель Карева, 2005.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. LovelyLang