«Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1943 гг. – прочее, уроки

Разработка урок кубановедения в 9 классе

Учитель: Юрина А. Н.

Тема : "Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1943 гг.

Цель урока

Познакомить учащихся с событиями на Кубани в период 1941-1943 гг.

Определить роль кубанцев в этот период истории.

Воспитывать чувство гордости за земляков, уважение к ветеранам -участникам ВОВ

Оборудование:

атлас История Кубани, презентация к уроку, музыкальная запись песен военных лет.

Предварительная работа:

Индивидуальные задания учащимся по теме урока

Тип урока

Изучение нового материала

Ход урока

Урок начинается с просмотра видеоролика к записи песни стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача композитора А. В..Александрова "Священная война"

Учитель: - Наверное нет в нашей стране человека, который бы не слышал этой песни. С первых её слов становится понятно речь идет о войне, О Великой Отечественной войне советского народа с 1941 года по1945 год.

Тема сегодняшнего урока "Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1943 гг. С первых дней войны в Краснодарском крае введено военное положение. Идёт всеобщая мобилизация, строятся оборонительные сооружения силами женщин, стариков, детей. Многие сыны Кубани проявили себя в первых боях с врагом у стен Брестской крепости. Это : Анатолий Бессонов, Мухарбий Стахум, Николай Гайворонский, П. Гаврилов и др. 24 июля 1942 года пал город Ростов-на Дону и фашистские войска устремились на Кубань. На этом направлении германское командование сосредоточило значительные силы, которые превосходили части Северо-Кавказского фронта и по численности личного состава и по численности орудий и техники.

Серьезное сопротивление немцы встретили в районе станиц Кущевской, шкруринскрй и Канеловской, где были атакованы частями казачьего кавалеристского корпуса. В ходе тяжёлых боев удалось не допустить немецко-фашистских войск к Туапсе и на Территорию Закавказья.

В начале августа пал Краснодар и далее почти вся территория края за исключением некоторых приморских районов оказалась захваченной врагом.

-Как вы думаете, почему части Красной Армии оставили Краснодар?

Сообщение учащихся о периоде оккупации Краснодарского края

1.

В плане немецких военачальников особое значение придавалась захвату крупных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов Северного Кавказа с богатыми землями и нефтью.

Устанавливая на Кубани свой "новый порядок",фашистские власти рассчитывали на то, что найдут поддержку среди казаков, многие из которых были недовольны советской властью. Фашисты угоняли людей на рабский труд в Германию. Вернуться после войны на Родину удалось не многим.

       

2.

Немецкие власти за любую провинность установили жестокие наказания, чаще всего расстрел. В Краснодаре немцы использовали "душегубки"- специальные машины для умерщвления людей. В фургон загоняли до 80-десяти человек, после чего впускали туда выхлопные газы. Люди умирали в страшных мучениях. Правда об этом "изобретении" потрясла весь мир.

3.

13 ноября были расстреляны все жители поселка Михизеева Поляна Мостовского района, большинство из них -дети.

С каждым днём ширилась борьба с врагом. По указанию Крайкома партии в Краснодарском крае были созданы 86 партизанских отрядов, входящие в 7 кустов. На территории Варениковского куста, Варениковская была районным центром действовал партизанский отряд "Ворон" под командованием Филимончика. В состав Отряда входили не только Варениковсковцы но жители близ лежащих станиц, хуторов и районов. Чуть позже к "Ворону" присоединились отряды из степной зоны. Партизаны совершили много успешных нападений на гарнизоны вермахта в частности: в поселке Верхнебаканском и др. населенных пунктах. Партизаны -подпольщики с участием населения своими смелыми действиями сорвали попытки фашистов наладить добычу нефти на Кубани, провели немало диверсионных действий.

Учитель: Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой патриотической гордости российских граждан. Эти качества должны служить вам примером. Нужно помнить, что преодолевая трудности, в самых экстремальных ситуациях нужно оставаться человеком. Гражданский долг тех, кто живет в России в ХХ! Веке - помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою отчизну, проявлять уважение и внимание к старшему поколению, не забывать трагические и исторические страницы своей истории.

Рефлексия

Какими качествами обладали люди, которые принесли победу своей Родине? Как можно назвать победителя в справедливой освободительной войне?

( патриот, гражданин, герой)

Справка.

ГЕРОЙ. 1.Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий, дерзновенный, доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый.

(Словарь этипетов).

2.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Словарь Ожегова).

Качества.

-Патриотизм - любовь к отчизне,

-отвага - храбрость, бесстрашие,

-мужество - храбрость, присутствие духа в опасности, способность действовать решительно,

-героизм - героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий. Героизм - это непременно жертвенность. ( Д. Н.Ушаков).

-самопожертвование - пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других

Эти качества необходимы и в повседневной жизни.

Итог урока

Д/З Подготовить письмо кубанского школьника участнику Великой Отечественной войны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков