Лабораторная работа: «Измерение длины световой волны»

Цель урока: объяснить учащимся, где применяется интерференция, как интерференция позволяет измерять длину волны, для закрепления выполнить работу самостоятельно с помощью простых приборов определив длину световой волны.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом тестирования

1. Сложение волн распространяющихся в пространстве называется:

А) дисперсией, Б) преломлением, В) интерференцией

2. Почему мы видим тела, которые не являются световыми источниками, на основании какого явления это происходит:

А) преломления, Б) отражения, В) рассеяния

3. Зависимость показателя преломления света от длины волны, называется:

А) отражением, Б) интерференцией, В) дисперсией.

4. Какой, по цвету, световой луч имеет наибольшую скорость?

А) синий, Б) красный, В) фиолетовый, Г) оранжевый, Д) желтый, Е) зеленый, Ж) голубой.

5. Какие лучи наиболее сильно преломляется?

А) голубой, Б) синий, В) оранжевый, Г) красный, Д) фиолетовый, Е) желтый, Ж) зеленый.

6. Фокусным расстоянием линзы называется:

А) расстояние от предмета до линзы; Б) расстояние от линзы до изображения; В) расстояние от оптического центра линзы до точки пересечения лучей после преломления в линзе.

Изучение нового материала

Длина световой волны.

Интерференция позволяет с помощью простых приспособлений измерять длину световой волны.

Самой длинной волной обладает красный свет λкр=8·10-7м, а самой короткой – фиолетовый, у которого длина волны λф= 4·10-7м. Все остальные цветовые лучи принимают промежуточные значения.

       

При переходе световых лучей из одной среды в другую меняется не только скоростьих распространения, но и длина волны.

Интерференцию электромагнитных волн можно наблюдать на опытах с генераторами СВЧ.

Поднимая, металлическую пластину можно услышать усиление и ослабление звука. Этот опыт доказывает, что световые волны тоже могут складываться, испытывая усиление и ослабление, так как они имеют электромагнитную природу.

Интерференция применяется: для проверки качества обработки поверхностей, и для просветления оптики. Рассказ учителя по плакату.

Закрепление изученного материала

Выполнение практической работы – «определить длину световой волны»

1. Записать название лабораторной работы

2. Записать самостоятельно цель работы и оборудование, которое состоит из дифракционной решетки и источника света.

3. Расположить оборудование (источник света на столе учителя, решетка на парте).

4. Экран установить на расстоянии 50 см от решетки.

5. Через дифракционную решетку и щель в экране увидеть дифракционные спектры.

6. Снять показания с прибора. Место для формулы.

7. Вычислить по формуле длину волны красного и фиолетового цвета. λ = QUOTE ;

8. Сравнить результаты измерений с табличными данными.

Подведем итоги урока

Домашнее задание: § 68, 69, № 1035, 1036/

1 star2 stars3 stars4 stars5 stars
laboratornaya-rabota-izmerenie-dliny-svetovoj-volny/