Lesson Study — совершенствование практики учителя в современной школе

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот метод помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.

На первых коуч-занитиях мы определили группу учителей, в которой я будем проводить Lesson Study. В первую очередь помощь попросили заместитель начальника по методической работе Зулбикарова Р. А., молодой учитель английского языка Шымырбекова Ж. М. Свои наблюдения мы начали обсуждать с посещения традиционных уроков. Учитель, уроки которой вместе посетили коллеги, Шымырбекова Ж. с актуальной проблемой «Эффективное использование ИКТ на уроках английского языка». Мы постарались планировать ее уроки таким образом, чтобы организовать активное обучение, моделируя способы работы в классе в виде индивидуальной и групповой работы, применением ИКТ. Возникла необходимость поработать с индивидуальностью каждого ученика в виде усложненных заданий, которая позволила раскрыть потенциал одаренных детей, с предоставлением индивидуальной работы на компьютерах. На обычных уроках не хватает времени на этих учащихся.

В начале урока было использована карта мира, по которой находили крупнейшие столицы мира. За активное участие учащиеся на уроке получали стикеры разных цветов — зеленый цвет «отлично», желтый «хорошо», красный цвет «удовлетворительно». При закреплении пройденного материала были использованы приемы критического мышления.

Одним из заданий было дописать пропущенные слова в предложениях на интерактивной доске, с которыми учащиеся справились успешно. Различные фотографии с изображением символов США и Англии нужно было классифицировать по определенным параметрам. Учащиеся креативно подошли к решению данной проблемы, постеры были интересно оформлены, защита идей прошла активно. Во время диалога были допущены некоторые грамматические ошибки, над которыми будет проводиться словарная работа. Психологические особенности характера, тип восприятия ученика становятся причиной не успешности. При организации урока с использованием ИКТ информация моя подопечная учитывала разный уровень мышления и способ восприятия подготовила дифференцированные задания.

С помощью ИКТ предоставляется обучающимся красочно оформленной материал, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

Вторая подопечная — учитель казахского языка с проблемой в обучении «Использование диалога в групповых формах работы». Целью посещения было пронаблюдать, какие формы и методы диалога использует на уроке учитель, как происходит взаимодействие учителя и учащихся. Чтобы определить изменения в учебной мотивации использовали метод наблюдения, анкетирования, видео и аудиоматериалы.

Прежде чем начать изучение новой темы урока, отвечая на вопросы учителя, ученики повторили предыдущую тему. Наблюдение показало, что на уроке моей подопечной не каждый ученик был привлечен в учебный процесс. Ученики А, В активно участвовали на уроке, отвечали на вопросы, а ученик С так как не совсем понял тему чувствовал себя неуверенно. Хотя учитель объяснил тему доступно, на уроке обратная связь не наблюдалась. По окончании урока мы провела беседу с подопечной, предварительно просмотрев видео-фотосъемки первого урока, позволяющее самостоятельно оценить ее работу. Мы обсудили все положительные и отрицательные моменты урока.

       

На ее первых уроках было замечено отсутствие стимула, неумение ставить цели на уроке, отсутствие внимание талантливым и одаренным детям, а также слабая заинтересованность учащихся на занятиях. Диалог в группе был неэффективен, так как учитель не донца продумала формы проведения диалога. На поставленные вопросы учащиеся отвечали необдуманно, ответы были неуместными. Порекомендовали после каждого урока у учеников брать обратную связь. На следующих уроках видны были признаки положительной мотивации в учебном процессе, поиск нестандартных решений, отстаивание собственного мнения в ходе диалога, ученики научились ставить цели урока.

Мы пришли к мнению, что когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны. Коуч не обучает, а стимулирует интерес и желание обучаться.

Моя подопечная Шымырбекова Ж. в рефлексии отметила: «Мне такое сотрудничество очень понравилось, думаю, что сосем скоро я буду менять стиль в преподавании, по-новому смотреть на свою работу. Роль учителя в школе должна коренным образом меняться. Я к этому готова».

В интервью учащихся 10 «А» класса, был задан вопрос: изменились ли уроки в вашем классе в последнее время, что вы можете об этом рассказать? Прослушав ответы, стало понятно, что уроки стали проходить интереснее, учащиеся принимают активное участие на уроках.

Прогнозирую свои дальнейшие действия с подопечными следующим образом:

    Доработать идеи по внедрению программы семи модулей со своим подопечным; содействовать профессиональному росту своего подопечного.