Макроэкономика

Вариант 3

Дано; в базовом периоде технико-эксплуатационные показатели

1. Общий пробег по парку, км - 341 000

2. Объем перевозок, м3 - 7902

3. Грузооборот, м3км - 229 148

4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию  = 0,8 ( )

5. Число автомобилей в парке, ед. - 15

6. Продолжительность смены водителей и ремонтных рабочих - 8 ч.

II. Данные для расчета себестоимости объема перевозок:

1. Расход топлива:

1. Норма расхода на 100км, л - 25

2. Цена 1 литра топлива, р. - 15

3. Транспортно-заготовительные расходы, % - 5%

2. Смазочные материалы:

1. Норма расхода на 100 л топлива, л - 0,5

2. Цена 1 литра, р. - 27

3. Затраты на восстановление шин:

1. Число колес - 4

2. Цена одной шины, р. - 900

3. Амортизационный пробег шины, тыс. км - 70

4. Принять годовой фонд рабочего времени из расчета 40-часовой 5-дневной рабочей недели

1. Число водителей (все II класса) - 15

2. Доплата за классность - 17%

3. Доплата за перевозку вредных грузов, % - 24%

4. Перевозка вредного груза каждым водителем, ч. в году - 400

5. Премии, % - 40

6. Районный коэффициент, % - 15

7. ЧТС водителя III класса, р. - 23

5. Продолжительность отпуска водителей:

1. Очередных (по каждому водителю) - 24 дня

2. Прочих на всю численность водителей, дни - 16

6. Отчисления на социальные нужды, 26%.

7. Амортизация подвижного состава:

1. Цена 1-го транспортного средства, тыс. р. - 180

2. Амортизационный пробег, тыс. км - 240

8. Затраты на ТО (тех. обслуживание) и ТР (текущий ремонт). Нормы затрат на 1000 км пробега на 1 автомобиль:

Вид воздействия Материалы, р. Затраты, р.

ЕО 2 -

ТО-1 6 -

ТО-2 13 -

ТР 19 35

9. Трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения определяется исходя из данных таблицы:

Наименование ТО-1 ТО-2 ЕО ТР

Число воздействий на 1 а/м 14 3 292 1

Трудоемкость 1-го воздействия, ч. 10 11 0 ,2 32

10. 1.ЧТС ремонтного рабочего 1 разряда, р. - 20

2. Средний тарифный коэффициент рабочих = 1,5

3. Доплата за работу за работу в ночное время, % = 50%

4. Отработано в ночное время в общем объеме производственной программы, ч. - 120

5. Плановая продолжительность отпуска 1-го рабочего, дни - 26

6. Районный коэффициент, % - 15

7. Отчисления на соц. нужды, % - 26%

11. Амортизация оборудования (равномерный метод начисления, ликвидационная стоимость = 0)

Вид оборудования Срок службы Первоначальная стоимость, тыс. руб. Коэффициент износа, %

1 12 190 60

2 10 120 20

3 13 180 40

4 18 250 30

5 20 90 15

12. Накладные расходы составляют 450% от основной заработной платы водителей. В плановом периоде принять 450% от основной заработной платы водителей за отчетный год.

III. В плановом периоде на предприятии предусматривается модернизация в ремонтном подразделении. При этом планируется снижение трудоемкости на 1 а/м: по ТО-1 на 3 часа; по ТО-2 на 7 часов; по ТР на 9 часов. Число ТО-1 = 14, ТО-2 = 3, ТР = 1 на 1 а/м в плановом и отчетном периоде.

Определить:

1) объем перевозок, грузооборот, общий пробег автомобилей за плановый год (при расчетах используйте формулу Qпл = Qб αпл / αбаз; Рпл = Pпл αпл / αбаз; Lпл = Lб αпл / αбаз; пл = (Дэкс +Дэкс)/Дкаленд;

2) себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период;

3) изменение заработной платы ремонтных рабочих, если в результате модернизации в плановом периоде устанавливается оборудование стоимостью 70 тыс. р. с годовой нормой амортизации 10 %;

4) суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации;

5) себестоимость 1м3 перевозок в плановом периоде;

6) экономическую эффективность проекта от модернизации цеха (инвестиционный период составляет 5 лет) методом:

А) ЧПС (целевая норма доходности=13%);

Б) ВНД.

Решение:

1. Для определения объема перевозок на плановый год используется формула

αпл = (Дэкс + ∆Дэкс)/Дкаленд

Дэкс б = 365 0,8 = 292 дня

∆Дэкс = 20

αпл = (292 + 20) / 365 = 0,855

Qпл = 7902 0,855 / 0,8 = 8445 м3

для определения грузооборота за плановый год используется формула

Рпл = 229 148 0,855 / 0,8 = 244902 м3км

для определения общего пробега автомобилей за плановый год используется формула

Lпл = 341 000 0,855 / 0,8 = 364 444 км

2. Себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период

Объем перевозок = 7 902 м3

Расход топлива

341 000 / 100 25 = 85 250 л

Стоимость топлива = 85 250 15 = 1 278 750 руб.

Стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов = 1 278 750 1,05 = 1 342 687,5 руб.

Расход смазочных материалов

85 250 / 100 0,5 = 426,25 л.

Стоимость смазочных материалов = 426,25 27 = 11 508,75 руб.

Затраты на восстановление шин

Общее к-во шин = 15 4 = 60 шт.

Потребность шин в год = 341 000 4 / 70 000 = 19,5 шт ≈ 20 шт

Затраты на шины в год = 20 900 = 18 000 руб.

Заработная плата водителей

Годовой фонд рабочего времени одного водителя = 5 дней 52 недели - 24 дня = 236 дней

Годовой фонд рабочего времени всех рабочих = 236 15 - 16 = 3524 дней

Продолжительность рабочего дня = 40 часов / 5 дней = 8 часов

Годовой фонд заработной платы водителей = 23 3524 8 = 648 416 руб.

Перевозка вредного груза в год = 400 15 = 6 000 часов

Доплата за перевозку вредных грузов = 6 000 23 0,24 = 33 120 руб.

Премия = 648 416 0,4 = 259 366,4 руб.

Доплата за классность = 648 416 0,17 = 110 230,72 руб.

Заработная плата с учетом премии и всех доплат = 648 416 + 33 120 + 110 230,72 + 259 366,4 = 1 051 133,12 руб.

Заработная плата с учетом районного коэффициента = 1 051 133,12 1,15 = 1 208 803,09 руб.

Отчисления на социальные нужды = 1 208 803,09 0,26 = 314 288,8 руб.

Амортизация подвижного состава

341 000 180 000/ 240 000 = 255 750 руб.

Затраты материалов на ТО и ТР в год на все машины

Затраты на ЕО (ежедневный осмотр) в год = 341 000 / 1000 2 = 682 руб.

Затраты на ТО-1 в год = (341 000 / 1000) 6 = 2 046 руб.

Затраты на ТО-2 в год = (341 000 / 1000) 13 = 4 433 руб.

Затраты на ТР в год = (341 000 / 1000) (19 + 35) = 18 414 руб.

Всего затраты на материалы на ТО и ТР = 682 + 2 046 + 4 433 + 18 414 = 25575 руб.

Заработная плата ремонтных рабочих, занимающихся ТО и ТР

Трудоемкость ТО-1 на все автомобили в год = 14 10 15 = 2100 часов

Трудоемкость ТО-2 на все автомобили в год = 3 11 15 = 495 часов

Трудоемкость ЕО на все автомобили в год = 292 0,2 15 = 876 часов

Трудоемкость ТР на все автомобили в год = 1 32 15 = 480 часов

       

Трудоемкость ТО и ТР всего в год = 2100 + 495 + 876 + 480 = 3951 часов

Часовая тарифная ставка рабочего = 20 1,5 = 30 руб/час

Фонд основной заработной платы ремонтных рабочих = 3951 30 = 118 530 руб.

Доплата за работу в ночное время = 120 30 0,5 = 1800 руб.

Фонд заработной платы с учетом доплаты в ночное время = 118 530 + 1800 = 120 330 руб.

Фонд заработной платы с учетом районного коэффициента = 120 330 1,15 = 138 379,5 руб.

Отчисления на социальные нужды = 138 379,5 0,26 = 35 978,67 руб.

Амортизационные отчисления ремонтного оборудования

Оборудование 1 = 190 000 / 12 = 15 833,33 руб.

Оборудование 2 = 120 000 / 10 = 12 000 руб.

Оборудование 3 = 180 000 / 13 = 13 846,15 тыс. руб.

Оборудование 4 = 250 000 / 18 = 13 888,89 руб.

Оборудование 5 = 90 000 / 20 = 4500 руб.

Всего амортизационные отчисления на оборудования = 15 833,33 + 12 000 + 13 846,15 + 13 888,89 + 4500 = 60 068,37 руб.

Накладные расходы = 118 530 4,5 = 533 385 руб.

Итого затраты предприятия за год сведены в таблицу

Наименование Сумма затрат

Программа, м3 7 902

Топливо, руб 1 342 687,5

Смазочные материалы, руб 11 508,75

Восстановление шин, руб 18 000

Фонд заработной платы водителей 1 208 803,09

Отчисления на социальные нужды 314 288,8

Амортизация подвижного состава 255 750

Затраты на ТО и ТР (материальные) 25 575

Заработная плата ремонтных рабочих 138 379,5

Отчисления на социальные нужды 35 978,67

Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование 60 068,37

Накладные расходы 2 917 872

Итого затрат 6 328 911,59

Себестоимость перевозки 1 м3 груза, руб. 800,93

Себестоимость перевозки 1 м3 груза в базовом году - 800,93 руб.

Изменение заработной платы рабочих вследствие установки нового оборудования и снижения трудоемкости ТО и ТР.

Заработная плата ремонтных рабочих в плановом году

Трудоемкость ТО-1 на все автомобили в год = 15 14 7 = 1470 часов

Трудоемкость ТО-2 на все автомобили в год = 15 3 4 = 180 часов

Трудоемкость ЕО на все автомобили в год = 15 292 0,2 = 876 часов

Трудоемкость ТР на все автомобили в год = 15 1 23 = 345 часов

Трудоемкость ТО и ТР всего в год = 1470+180+876+345 = 2871 часов

Часовая тарифная ставка рабочего = 20 1,5 = 30 руб/час

Фонд основной заработной платы ремонтных рабочих = 2871 30 = 86 130 руб.

Доплата за работу в ночное время = 120 30 0,5 = 1800 руб.

Фонд заработной платы с учетом доплаты в ночное время = 86 130 + 1800 = 87 930 руб.

Фонд заработной платы с учетом районного коэффициента = 87 930 1,15 = 101 119,5 руб.

Отчисления на социальные нужды = 101 119,5 0,26 = 26291,07 руб.

Изменение заработной платы (экономия фонда заработной платы) = 101 119,5 - 138 379,5 = -37 260 руб.

Изменение отчислений на социальные нужды = 26 291,07 - 35 978,67 =

- 9687,6 руб.

3. Определить суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации

В результате модернизации уменьшиться сумма заработной платы ремонтных рабочих (рассчитано выше), но увеличатся амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления установленного оборудования = 70 000 10% = 7 000 руб.

Годовая норма амортизации всего ремонтного оборудования = 7 000 + 60 068,37 = 67 068,37 руб.

Суммарная экономия (перерасход) по себестоимости = - 37 260 - 9687,6 + 7 000 = -39 947,6 руб. (экономия).

4. Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом году

Расход топлива

364 444 /100 25 = 91111 л

Стоимость топлива = 91 111 15 = 1 366 665 руб.

Стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов = 1 366 665 1,05 = 1 434 998,25 руб.

Расход смазочных материалов

91 111 / 100 0,5 = 455,555 л.

Стоимость смазочных материалов = 455,555 27 = 12 299,99 руб.

Затраты на восстановление шин

Общее к-во шин = 15 4 = 404 шт.

Потребность шин в год = 364 444 4 / 70 000 = 20,8 шт ≈ 21 шт

Затраты на шины в = 21 900 = 18 900 руб.

Заработная плата водителей

Годовой фонд рабочего времени одного водителя = 5 дней 52 недели - 24 дня = 236 дней

Годовой фонд рабочего времени всех рабочих = 23615 - 16 = 3524 дней

Продолжительность рабочего дня = 40 часов / 5 дней = 8 часов

Годовой фонд заработной платы водителей = 23 3524 8 = 648 416 руб.

Перевозка вредного груза в год = 400 15 = 6 000 часов

Доплата за перевозку вредных грузов = 6 000 23 0,24 = 33 120 руб.

Премия = 648 416 0,4 = 259 366,4 руб.

Заработная плата с учетом премии и доплаты за вредность = 648 416 + 33 120 + 110 230,72 + 259 366,4 = 1 051 133,12 руб.

Заработная плата с учетом районного коэффициента = 1 051 133,12 1,15 = 1 208 803,09 руб.

Отчисления на социальные нужды = 1 208 803,09 0,26 = 314 288,8 руб.

Амортизация подвижного состава

364 444 180 000/ 240 000 = 273 333 руб.

Затраты материалов на ТО и ТР в год на все машины

Затраты на ЕО (ежедневный осмотр) в год = (364 444 /1000) 2 = 728,89 руб.

Затраты на ТО-1 в год = (364 444 / 1000) 6 = 2 186,66 руб.

Затраты на ТО-2 в год = (364 444 / 1000) 13 = 4737,77 руб.

Затраты на ТР в год = (364 444 / 1000) (19 + 35) = 19679,98 руб.

Всего затраты на материалы на ТО и ТР = 728,89 + 2 186,66 + 4 737,77 + 19 679,98 = 27333,3 руб.

Заработная плата ремонтных рабочих - 101 119,5 руб.

Отчисления на социальные нужды - 26 291,07 руб.

Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование - 67 068,37 руб.

Наименование Сумма затрат

Программа, м3 8445

Топливо, руб 1 366 665

Смазочные материалы, руб 12 299,99

Восстановление шин, руб 18 900

Фонд заработной платы водителей 1 208 803,09

Отчисления на социальные нужды 314 288,8

Амортизация подвижного состава 273 333

Затраты на ТО и ТР (материальные) 27 333,3

Заработная плата ремонтных рабочих 101 119,5

Отчисления на социальные нужды 26 291,07

Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование 67 068,37

Накладные расходы 2 917 872

Итого затрат 6333974,12

Себестоимость перевозки 1 м3 груза, руб 750,03

Себестоимость перевозки 1 м3 в плановом году составляет 750,03 руб.

5. Экономическая эффективность проекта от модернизации цеха

Оценим экономическую эффективность проекта путем расчета чистого приведенного дохода

В качестве прибыли используем экономию от проведения данной модернизации (экономия заработной платы ремонтных рабочих - рост амортизационных отчислений)

ЧПД = - 70 000 + 39947,6 / (1 + 0,13)1 + 39 947,6/ (1 + 0,13)2 + 39 947,6 / (1 + 0,13)3 + 39 947,6 / (1 + 0,13)4 + 39 947,6 / (1 + 0,13)5 = 70 504,95 тыс. руб. - проект прибылен

Рассчитаем внутреннюю норму доходности проекта Е

70 000 = 39 947,6 / (1 + Е)1 + 39 947,6 / (1 + Е)2 + 39 947,6 / (1 + Е)3 + 39 947,6 / (1 + Е)4 + 39 947,6 / (1 + Е)5

Е =0,494

Как видим, данный проект прибылен, т. е. оборудование выгодно приобрести, поскольку прибыль от экономии ЗП будет выше, чем затраты на его приобретение (даже с учетом увеличения роста амортизационных отчислений).

Список литературы

1. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И. А. Белобжецкий, В. А. Белобородова, М. Ф. Дьячков и др.; Под ред. В. А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 352с.

2. 11. Методика учёта и анализа себестоимости продукции / А. Ф. Аксененко, В. В. Новиков, В. И. Сидоров и др.; Под ред. А. Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 208с.

3. 14. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 704с.

4. 15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

5. Шеремет А. Д., Протопопов В. А. Анализ экономики промышленного производства: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 1994.

6. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа.-М.: ИНФРА-М, 1995.