Мастер класс «Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКСЭ как средство подготовки итогового проекта» – орк, презентации

Главной целью работы организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, я считаю создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм, и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

В нашей школе были выбраны два модуля "Основы светской этики" и "Основы православной культуры". Из 82 учащихся светской этикой занимаются 57человек, православной культурой 25 учащихся.

Задачи, которые я поставила перед собой: дать первичное представление о добре и зле, научить детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников.

В своей работе, использую разнообразные формы: игровую, групповую, индивидуальную. Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным и

неожиданным. Применяю методы проблемного и интерактивного обучения презентации, организую практическую работу (написать свод правил поведения в семье, традиции семьи). Успешно применяю основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, различные творческие задания, кроссворды, современные формы и приемы обучения и готовлю учащихся к проектной деятельности. Для этого использую интернет-ресурсы, где нахожу необходимые видеофрагменты с изображением волшебных и мудрых восточных сказок, притч. В качестве иллюстративного материала использую репродукции икон, фотографии с изображением памятников архитектуры. На многих уроках применяю настенные карты и атласы, отражающие расселение народов России. Ученики с удовольствием приходят на уроки. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ.

Работая с книгой, ребята с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Через игровые задания пополняется словарный запас моих учеников, развивается речь. Широко использую пословицы, поговорки, басни, загадки а также работу с толковыми словарями. Все это способствует развитию положительной мотивации учащихся. Диалог с детьми стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. В этом мне помогает продуманная работа с притчами. Для этой работы привлекаю известные художественные произведения, в конце предлагаю детям самим в группе сформулировать вывод.

К поисковой работе привлекаю учащихся и их родителей, а это способствует развитию информационной компетентности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт в семье, на улице, в школе важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

       

Основные принципы ведения курса ОРКСЭ:

в центре обсуждения должна быть понятная близкая, повседневная проблемная ситуация; высказываться может каждый; нет неправильных мнений; свою точку зрения надо доказать; ребёнок имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения.

В процессе дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование тех или иных норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствовали экскурсии в храм, просмотр мультфильмов, групповые задания, анализ художественных произведений, прослушивание песен. Даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были. Безоценочная система не сковывает детей, они часто задают каверзные вопросы, на которые мы порой вместе ищем ответы. Это очень стимулирует, заставляет самосовершенствоваться.

Урок только тогда будет технологичным, когда учитель в первую очередь планирует деятельность учащихся, а потом - свою, преподавательскую. Поэтому методика и технология взаимно дополняют друг друга.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, мета