Методики изучения внимания дошкольников. – психологу, мероприятия

Методики изучения внимания дошкольников.



1. Методика "Найди и вычеркни".

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

"Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе N - 2.8n

t

где S— показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений N - 2.8n

120

где S— показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т. е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показательS больше чем 1,00.

8—9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6—7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов

— очень высокий

8-9 баллов

— высокий.

6-7 баллов

       

— средний.

4-5 баллов

— низкий.

0-3 балла

— очень низкий.

Методики изучения внимания дошкольников.



3. Методика "Запомни и расставь точки".

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых точках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".

Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.



Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та карточка, на которой было воспроизведено самое большее количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке б и более точек.

8—9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от

4 до 5 точек.

6—7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от З до

4 точек.

4—5 баллов ребенок правильно воспроизвел от 2 до З точек.

0—3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.



Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—З балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий