Мир звуков и слов

Нарушения речи — достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, Ринолалия) и в меньшей степени функциональные (Дислалия). Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими и влекут за собой изменения личности в цепи развития «ребёнок — подросток — взрослый» т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах.

Многолетняя практика логопедической работы показала, что добиться результата можно, использовав комплексно-игровой метод организации фронтальных и индивидуальных занятий. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Организационно-сюжетная основа фронтальных знаний может быть беспредельно разнообразной. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

А) сказочных сюжетов;

б) элементов фольклора;

в) воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

г) литературных персонажей;

д) известных и придуманных игр;

ж) элементов сюжетно-дидактической игры;

з) сюжетных и пейзажных картин;

к) специально изготовленных пособий — рисунков, коллажей, мозаик, панно.

л) настольно — печатных игр;

м) сюжетов и героев мультфильмов.

       

Задачи и варианты организации Сюжетно-тематических фронтальных занятий:

Первый этап — организационный. Сообщение темы занятия. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Произношение звуков в словах. Физминутка. Работа над предложением. Произношение звука в связной речи. Обучение элементам грамоты. Итог занятия.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Но главное, о чём необходимо помнить — занятие от начала до конца должно быть добрым!