Музыкальный инструмент – гусли – музыка, уроки

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Вход под песню "Маленький клоун"

- Вспомните, кто главный герой песни? (Рассказывают о главном герое)

Дети поют песню.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности

Чем вы занимались на прошлом уроке? (Знакомились с народными музыкальными инструментами)

С какими? (Свирель, дудочка, гусли, рожок)

- А сегодня мы продолжим знакомиться с гуслями.

3.Этап выявления места и причины затруднения

-Ребята, а вы знаете, что такое былины? (Былины - это песни - сказания о народных героях Древней Руси, как правило, богатырях, сражающихся со злом за землю русскую)

-А кто пел эти былины? Пели их калики - перехожие. В основном, это были слепые люди, которые не могли зарабатывать себе на жизнь. Они ходили, пели песни об исторических событиях. А песни эти называются былины, от слова быль, то, что уже было. Подыгрывали перехожие себе на гуслях (видео с дедушкой).

Существовала былина Садко, которую послушал русский композитор Римский-Корсаков и написал музыку к этой былине. И получилась у него опера - спектакль, в котором люди не рассказывают, а поют и танцуют. И эта былина рассказывала о Новгородском купце, которого звали Садко. Купец - это человек, который продает различные товары. Новгородский, потому что жил он в городе Новгороде.

Итак, послушайте, о чем была эта былина (пересказ былины "Садко").

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

-Чем же Садко был так знаменит? (Он тоже играл на гуслях)

-Давайте посмотрим, как он это делал? (СМОТРИМ ВИДЕОФРАГМЕНТ)

Дети, а как вы считаете, игра на гуслях помогла Садко в жизни? (Да)

Верно, он пел и играл на гуслях, тем самым выражал свои мысли и чувства.

5.Первичное закрепление

А морская царица, которую звали Волхва спела свою песню в этой былине (видеофрагмент колыбели).

Дети, какая эта песня по настроению? (Спокойная, нежная)

Убаюкивает ли она главного героя? (Да)

Значит это какая песня? (Колыбельная)

Кто поет колыбельные? А для чего? (Мамы. Чтобы пожалеть ребенка)

У русского народа много колыбельных песен и все русские мамы пели их детям. Как вы думаете, у русских матерей только колыбельные были?

       

Какие еще есть песни у русских народов? (Веселые)

А под веселые песни что хочется делать? (Петь)

Физминутка под плясовую

А это плясовая русская народная песня. Какая она? (Веселая, задорная)

Чем похожи колыбельная и плясовая? (Они исполняются на народных инструментах, сами песни тоже народные)

Чем отличаются? (Настроением)

6.Этап самостоятельной работы

Дети, и в наше время люди поют народные песни. Я предлагаю разучить одну из таких песен "Как у наших у ворот".

Я предлагаю вам послушать эту песню в записи.

Какая песня по настроению? (Веселая, задорная)

А сейчас послушайте первую фразу:

(разучиваем песню по 2 строчки. Затем поем 1к + припев, после 2 к+припев. А потом и первый, и второй вместе. После поем по рядам)

7.Этап включения в систему знаний и повторения

Дети, о ком же мы с вами говорили? (О Садко)

На каком русском народном инструменте он играл? (На гуслях)

Верно. Я вам предлагаю разукрасить гусли, но не просто разукрасить, а придумать свой узор.

Посмотрите на картинки и обратите внимание, как украшали гусли наши предки и не только. Именно поэтому иногда их называют "гусельки расписные" (презентация с картинками узоров)

А сейчас каждый из вас украсит гусли своими узорами. (дети разукрашивают под фоновую музыку.)

О чем мы сегодня с вами разговаривали? (О гуслях, о былине Садко)

Какое произведение мы слушали и учили? ("Как у наших у ворот")

А теперь давайте каждый из вас оценит свою работу на уроке.

Рефлексия "Домик"

Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Вы очень активные, умные и добрые. На этом наш урок подошёл к концу. До свидания! (До свидания!)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков